В деятельности водителя внимание имеет исключительно важное значение. Оно обеспечивает правильную оценку дорожной ситуации и действий водителя. Для осуществления безопасного и эффективного управления автомобилем водитель должен получать информацию о постоянно изменяющейся среде движения, оценивать ее, принимать решения и воздействовать на органы управления (рулевое колесо, педали тормоза, сцепления и дросселей, рычаг переключения передач), оценивать скорость и направление движения своего автомобиля относительно объектов среды движения. Внимание имеет несколько характеристик:
Направленность внимания. Внимание всегда направлено на выполняемую задачу. Водитель, управляющий автомобилем, направляет свое внимание на выполнение определенных задач, действий, связанных с решением транспортной задачи, обеспечением безопасности и соблюдением режима движения.
Распределение внимания. При управлении автомобилем водитель одновременно наблюдает за показанием приборов, изменяющейся окружающей обстановкой, осуществляет управление автомобилем. При работе водитель не ограничивается выполнением только одной задачи, он распределяет внимание между несколькими задачами и объектами. Так, водитель, производящий обгон, сравнивает скорости движения своего и обгоняемого автомобилей, следит за появлением встречного транспорта и оценивает его скорость, учитывает габариты автомобилей и ширину проезжей части.
Переключение внимания. Во время движения автомобиля водитель перемещает свой взор с одного объекта на другой, оценивает их, воспринимая все необходимые для деятельности компоненты.
При остановке автомобиля у светофора водитель сосредоточивает свое внимание на его показаниях. При загорании желтого сигнала внимание водителя переключается на управление автомобилем, оценку и прогнозирование положения своего автомобиля.
Напряженность внимания. Напряженность характеризует степень активности внимания. Чем сложнее дорожная ситуация, тем больше степень напряженности внимания. Очевидно, что напряженность внимания водителя автомобиля, движущегося в потоке машин, выше, чем у водителя, движущегося по свободной от других участников движения проезжей части.
Читайте также: