Упражнение 2. Узнавание на слух звуковой характеристики различных неисправностей двигателя.
Цель упражнения – научить учащихся выделять на слух звуковую характеристику различных неисправностей двигателя.
Содержание упражнения. Преподаватель начинает упражнение, включая первую дорожку магнитофонной ленты с записи слов «Упражнение № 2». Учащиеся прослушивают запись режима № 2 (средние обороты). Через 7–10 с преподаватель без остановки движения ленты включает вторую дорожку, на которой записана неисправность № 1 (стук коленчатого вала) на этом же режиме, и дает прослушать ее учащимся. В конце фрагмента записаны слова с названием данной неисправности. После прослушивания преподаватель обращает внимание учащихся на характерные особенности этой неисправности, например металлический стук, достаточно сильный; тон глухой.
При повторном прослушивании производится предварительная перемотка ленты до показания счетчика магнитофона, обозначенного в бланке преподавателя (см. приложение II). При этом рекомендуется для лучшей тренировки неоднократно переключать запись с первой дорожки на вторую и обратно.
Тем же способом демонстрируется второй фрагмент с записью этой же неисправности на режиме № 3. Здесь преподаватель обращает внимание учащихся, что частота звуковой характеристики неисправности повышается с увеличением оборотов двигателя. При необходимости второй фрагмент повторяется.
После прослушивания неисправности № 1 преподаватель демонстрирует неисправность № 2 (стук шатунных подшипников) на малых оборотах двигателя, неисправность № 3 (стук поршней) при работе двигателя на холостом ходу, неисправность № 4 (стук поршневых пальцев) при работе двигателя на холостом ходу, неисправность № 5 (стук клапанов) на режимах № 2 и 3, так как с увеличением оборотов двигателя стук клапанов усиливается, неисправность № 6 (стук механизма газораспределителя) на том режиме, на котором он лучше всего прослушивается.
При выполнении контрольной части упражнения учащимся демонстрируются различные неисправности работающего двигателя. Сначала демонстрируемые неисправности должны значительно отличаться по своим звуковым характеристикам, затем они повторяются в другом порядке, когда рядом располагаются неисправности с близкими характеристиками, в конце для усложнения задания неисправности чередуются с записью нормальной работы двигателя.
После прослушивания звучания каждой неисправности учащиеся на бланке пишут ее название, а после сообщения преподавателем названия прослушанной неисправности они отмечают в бланке правильность или ошибочность своих ответов знаком « + » или «–».
Инструкция преподавателя. Прослушайте звуковую запись различных неисправностей двигателя. В начале записи демонстрируют нормальную работу двигателя, затем на этом режиме – работу двигателя с неисправностью. Необходимо внимательно вслушаться в шум работающего двигателя и запомнить звуковую характеристику неисправности. После каждого прослушивания сообщается название неисправности. В конце дается контрольная часть упражнения, в которой надо на слух определять название неисправности.
После окончания упражнения преподаватель методом опроса выясняет количество ошибок в определении неисправности учащимися и может повторить упражнение или рекомендовать им потренироваться после занятий.
Читайте также: