В подготовке к тем видам деятельности, содержанием которых является управление машинами, основными техническими средствами обучения являются учебная машина и тренажеры. Это относится и к вождению автомобиля. Учебный автомобиль до сих пор занимает центральное место в ряду технических средств обучения водителей.
Вместе с тем в подготовке водителей все большее значение приобретают тренажеры, средства статической и кинопроекции. Значительный эффект дает применение и ряда других технических средств, особенно их комплексное применение.
Эффективность использования технических средств обучения зависит не только от их технического совершенства. Решающее значение имеют характеристики, определяющие их функцию в процессе подготовки к реальной водительской деятельности. Поэтому при проектировании и создании технических средств обучения прежде всего должно быть определено, что они представляют собой по отношению к водительской деятельности, каково их назначение в процессе подготовки водителей и в системе их подготовки в целом.
В противном случае самые совершенные с технической точки зрения средства обучения окажутся неэффективными. Более того, их применение принесет вред не только вследствие нерациональных затрат учебного времени, но и вследствие того, что их применение повлечет за собой формирование неправильных умений и навыков, не соответствующих характеру эффективной и надежной водительской деятельности.
Однако и правильно спроектированные с психолого-педагогической точки зрения средства подготовки водителей не дадут требуемого эффекта, если они не «вписаны» соответствующим образом в учебный процесс и систему подготовки в целом, т. е. если не учтено в достаточной мере, в связи с присущим этим ТСО функциями в подготовке, их место в программе, а также не применяются соответствующие назначению и характеру этих ТСО методики и организационные формы их использования в учебном процессе.
Из изложенного выше следует, что каждое техническое средство подготовки и методику его применения необходимо рассматривать с учетом применения других средств подготовки, ее общего содержания, задач и конечной цели. Конечная цель и задачи подготовки водителей и в ряде случаев ее содержание могут быть определены лишь на основе знания характера и содержания нормативной, т. е. эффективной и надежной, водительской деятельности.
Читайте также: