Скорость движения автомобиля. Эта скорость является одним из основных факторов, обусловливающих изменение, а значит, и сложность подсистемы А–СД. Это объясняется тем, что увеличение скорости движения автомобиля вызывает уменьшение времени для оценки А–СД, принятия решения и его исполнения водителем, а значит, увеличивает вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также опасность их последствий.
Таким образом, поскольку в любой дорожно-транспортной ситуации водитель, управляя А–СД, должен получать и перерабатывать информацию о дороге и околодорожном пространстве, то усложнение этой информации, а следовательно, и деятельности водителя зависит от усложнения факторов, к которым относятся:
Пространственно-временные характеристики взаимоотношения автомобиля с дорогой и околодорожным пространством (положение автомобиля на дороге и в околодорожном пространстве, направление, скорость и траектория его движения).
Геометрические характеристики дороги и околодорожного пространства, механические характеристики дорожного покрытия (грунта) и объектов на дороге и в околодорожной среде, разметка и обустройство дороги знаками, ориентирами, сигнальными устройствами.
Физические условия, обусловливающие прием водителем информации (видимость), состояние дорожного покрытия (грунта), состояние автотранспортного средства (двигателя, системы охлаждения и смазки и т. п.), физиологическое и психофизиологическое состояние водителя.
Включение в СД других участников движения (транспортные средства, пешеходы, животные), их количество, характер (виды), положение, скорость, направление, траектория их движения в СД и по отношению к данному водителю (в данной системе В–А–СД).
Эти факторы усложнения следует рассматривать в связи с техническими и эргономическими характеристиками автомобиля (управляемость, устойчивость, скорость, обзорность и т. д.).
Подсистема А–СД и соответственно дорожно-транспортные ситуации могут усложняться в связи с усложнением любой из указанных групп факторов, исходя из ДТС минимальной сложности. Она характеризуется движением со сравнительно небольшой скоростью по дороге с большим радиусом кривизны, без пересечений, достаточно широкой, ровной и открытой для обзора, с покрытием, обеспечивающим оптимальные коэффициенты сцепления при наиболее благоприятных физических условиях и при отсутствии других участников движения. Усложнение А–СД может быть следствием усложнения двух, трех или всех четырех групп факторов в различных вариантах. Следует учесть, что некоторые варианты усложнения не являются независимыми. Так, усложнение ДТС в связи с изменением скорости движения и качества дороги находится в обратном отношении – чем ниже качество дороги (что в общем повышает сложность ДТС), тем ниже допустимая скорость движения (что является фактором снижения сложности ДТС).
В каждом конкретном случае автомобиль в процессе рейса должен по тому или иному маршруту из некоторого исходного пункта переместиться в конечный пункт. При этом траектория движения на каждом этапе пути, скорость и время движения, т. е. выбор типа перемещения автомобиля, должны соответствовать не только задаче прибытия в пункт назначения в заданное время, но также требованиям безопасности движения, в частности Правил дорожного движения, применительно к складывающейся в каждый данный момент дорожно-транспортной ситуации. Возникающие ДТС обусловливаются комплексом следующих факторов: геометрическими характеристиками дороги, ее разметкой, состоянием покрытия, количеством и особенностями других участников движения, их положением и перемещением в СД, дорожными знаками и ориентирами, сигналами Светофоров и регулировщиков, совокупностью физических условий, в которых осуществляется движение.
Управляющим звеном системы В–А–СД является человек-водитель. Рассмотрим более подробно его деятельность по управлению подсистемой автомобиль-среда движения с информационной точки зрения.
Читайте также: