В настоящее время в нашей стране на долю автомобильного транспорта приходится 10% всех грузовых и 40% всех пассажирских перевозок. При этом существенно, что использование автомобилей позволяет осуществлять транспортную связь с объектами, расположенными таким образом, что перевозки грузов и пассажиров с помощью железнодорожного, водного или воздушного транспорта невозможны или экономически нецелесообразны.
Важной стороной автомобилизации в настоящее время являются также массовый выпуск автомобилей личного пользования, развитие автотуризма и автомобильного спорта, что в значительной степени сказывается на росте интенсивности дорожного движения.
Директивами правительства предусмотрено дальнейшее развитие автомобильного транспорта, повышение его эффективности и безопасности дорожного движения. В соответствии с этими директивами существенно повышаются требования к подготовке кадров для автомобильного транспорта.
Основной профессией на автомобильном транспорте является профессия водителя. Именно от водителя, от эффективности и надежности его деятельности зависят в первую очередь эффективность автомобильного транспорта и безопасность движения на улицах и дорогах. Вместе с тем статистика показывает, что значительное увеличение количества автомобилей и интенсивности движения вызвали рост количества дорожно-транспортных происшествий и усугубили тяжесть их последствий в медицинском, социальном и экономическом отношениях. При этом показательно, что приблизительно в трех из четырех случаев дорожно-транспортные происшествия являются результатом неправильных действий водителей. Из этого следует, что современные, очень сложные дорожно-транспортные условий предъявляют новые, значительно более высокие требования к эффективности и надежности деятельности водителей автомобилей.
Эффективность и надежность профессиональной деятельности водителя зависит от его профессиональной пригодности, определяемой комплексом характеристик водителя, к которым относятся:
1) анатомо-физиологические характеристики, например отсутствие телесных дефектов, не позволяющих водителю эффективно работать, состояние здоровья, необходимая выносливость;
2) психологические характеристики, например соответствующие характеристики зрения, слуха, памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы, воли, морально-психологические качества;
3) профессиональная подготовленность, включающая: а) профессиональную обученность – полноту и уровень развития водительских знаний, умений и навыков; б) профессиональную воспитанность– уровень развития качеств личности, определяющих активное и ответственное отношение водителя к своему труду, связанным с ним трудностям и опасностям, к своим водительским возможностям, к другим участникам дорожного движения.
Между указанными группами характеристик существует следующая зависимость. Соответствующие анатомо-физиологические и психологические характеристики являются необходимыми предпосылками формирования водительских знаний, умений и навыков. Вместе с тем в общем случае развитие этих характеристик осуществляется в процессе совершенствования водительских знаний, умений и навыков.
Рассмотрим возможные пути повышения профессиональной пригодности водителей.
Читайте также: