Труд водителя включает: управление автомобилем при выполнении перевозок, приемку автомобиля у сменщика, подготовку к выезду на линию и оформление необходимой документации, сдачу автомобиля сменщику, устранение ряда неисправностей автомобиля. Кроме того, водитель в ряде случаев выполняет обязанности кондуктора, контролера, экспедитора. Однако основным содержанием труда водителя, наиболее важным, ответственным, занимающим, как правило, большую часть рабочего времени и вместе с тем наиболее характерным для его труда в целом, является вождение автомобиля. Поэтому именно процесс вождения автомобиля определяет наиболее существенные физиологические и психофизиологические характеристики труда водителя.
Характерным для управления автомобилем является то, что оно осуществляется водителем, находящимся непосредственно в автомобиле. Таким образом, физиологическая и психофизиологическая характеристика труда водителя в системе водитель – автомобиль в очень большой степени зависит от эргономических характеристик автомобиля, т. е. от характеристик, определяющих соответствие автомобиля особенностям человека – водителя к вместе с тем особенностям его деятельности – управления автомобилем.
Можно выделить следующие группы эргономических характеристик автомобиля.
Характеристики, обусловленные анатомическим строением, размерами и механикой (биомеханикой) человеческого тела, его органов движения. К ним относятся: размеры и форма кабины, сиденья, размеры, форма, расположение, кинематика и динамика органов управления автомобилем, расположение щитка приборов, зеркал заднего вида, особенности конструкции автомобиля и рабочего места водителя, обусловливающие обзорность.
Характеристики, обусловленные физиологическими особенностями человеческого организма, – микроклимат кабины: состав, влажность и движение воздуха, температура, шум и вибрация на рабочем месте.
Характеристики, обусловленные психофизиологическими и психологическими особенностями человека. Эти характеристики связаны прежде всего с получением и передачей информации водителем. К ним относятся обзорность автомобиля, прозрачность стекол кабины, читабельность приборов, размеры и форма зеркал заднего вида, эффективность осветительных устройств автомобиля, информативность органов управления, обеспечивающая регуляцию воздействий на них водителя.
Физиологические и психофизиологические характеристики деятельности водителя по управлению автомобилем в большой степени зависят и от дорожно-транспортных условий. Так, неровное покрытие вызывает значительное усиление вибрации; загазованность воздуха на дороге влияет на состав воздуха в кабине; освещенность и распределение света на дороге – на работу зрения и т.д. Однако влияние дорожно-транспортных условий на физиологию и психофизиологию водительского труда в значительной мере зависит от эргономических характеристик автомобиля. Эти характеристики могут в большей или меньшей степени нейтрализовать неблагоприятное влияние многих дорожно-транспортных условий, В гораздо меньшей степени зависит от эргономических характеристик автомобиля воздействие на водителя таких дорожно-транспортных характеристик, как интенсивность движения. Между тем именно интенсивность движения определяет в первую очередь объем и скорость поступления информации, а следовательно, напряженность ее приема и переработки водителем. Отметим, что необходимость принимать и перерабатывать большой объем информации в ограниченное время и ответственный характер решений, связанный с возможностью возникновения дорожно-транспортных происшествий, влекут за собой большие нервно-психические напряжения. Этот высокий уровень нервно-психической напряженности является одной из главных характеристик труда водителя.
Читайте также: