Внедрение автодромов в систему обучения вождению является важным условием повышения качества подготовки водителей автомобилей. Это объясняется тем, что обучение на автодромах на первоначальном этапе подготовки по вождению открывает возможности более полной реализации дидактических принципов по сравнению с обучением в условиях реального дорожного движения.
Первоначальное обучение вождению в условиях реального дорожного движения осложнено многими факторами, препятствующими эффективной организации учебного процесса. При обучении на улицах и дорогах учащийся поставлен перед необходимостью действовать в соответствии с возникающими ситуациями, которые, как правило, носят случайный характер по отношению к целям и задачам проводимого учебного занятия. Возникающие ситуации предъявляют высокие требования к точности и скорости действий по управлению автомобилем. Учащийся, будучи не в состоянии выполнить эти требования, испытывает значительные нервно-эмоциональные напряжения, часто теряется, совершает ошибки.
Мастер обучения вождению вынужден значительное внимание уделять безопасности движения и поэтому не может проконтролировать каждое действие и вовремя указать на допущенные ошибки. Большое количество объектов в среде движения затрудняет учащемуся выбор необходимой информации. Это влечет за собой медленное формирование глазомерных и зрительно-двигательных навыков. Кроме того, при обучении в условиях реального дорожного движения ограничены возможности повторения отдельных упражнений, что отрицательно влияет на прочность усвоения навыков. Вместе с тем не всегда можно найти условия для проведения обучения в соответствии с темой занятий по программе, что вносит в процесс обучения элементы не планомерности, стихийности.
Таким образом, первоначальное обучение на улицах и дорогах в значительной степени затрудняет и часто делает невозможным проведение учебных занятий в соответствии с дидактическими принципами систематичности, последовательности, доступности обучения, а также прочности усвоения умений и навыков.
Недостатки обучения в условиях реального дорожного движения можно устранить при обучении на автодромах. В отличие от обучения на улицах и дорогах автодромы позволяют: сделать процесс обучения более безопасным; заранее создавать ситуации в соответствии с целью занятия; проводить обучение в постепенно усложняющихся условиях; использовать систему искусственных ориентиров, позволяющую организовать действия учащихся, в том числе и глазомерные оценки, в соответствии с поставленной задачей; обеспечить поэлементную отработку навыков вождения; осуществлять непрерывный контроль действий учащихся; осуществлять необходимое количество повторений упражнений в одной и той же ситуации; обеспечить обучение в различных условиях, включая сложные условия, а также обучение выходу из аварийных ситуаций.
Перечисленные возможности обучения на автодромах в значительной степени можно отнести к обучению на автотренажерах с теневой проекцией. Однако обучение на автодромах после тренажерной подготовки позволяет сформировать у учащихся качественно новый, более высокий уровень овладения навыками вождения автомобиля. Это обусловлено тем, что автодром в отличие от автотренажера позволяет формировать у учащихся: глазомерные и зрительно-двигательные навыки на основе реальных признаков зрительного восприятия; суставно-мышечные и вестибулярные ощущения, позволяющие оценивать динамику автомобиля при изменении режимов движения; оценки габаритов автомобиля (как по ширине, так и по длине) в связи с задачами движения в ограниченном пространстве; навыки управления автомобилем в условиях движения по дорогам с различными геометрическими характеристиками, различным профилем и состоянием покрытия дороги; навыки управления автомобилем при реальном взаимодействии с другими участниками движения, а также развивать умения и навыки по предотвращению аварийных ситуаций и выходу из них в условиях, близких к реальным.
Автошторки москва автомобильные каркасные .
Читайте также: