В обобщенном виде оценки водителя при осуществлении основных видов движения автомобиля, связанных с выдерживанием или изменением направления движения, можно представить как системы, состоящие из следующих оценочных компонентов: направления движения и его изменения; габаритов управляемого автомобиля; расстояний (интервалов и дистанций) до препятствий в среде движения и их изменений.
Формирование таких оценок на автодроме можно осуществить с применением сравнительно простых средств, являющихся ориентирами, соответствующими психологическому содержанию и структуре оценок. Такие ориентиры могут быть представлены в виде стоек, столбиков, щитков и т. д.
При осуществлении основных видов движения автомобиля, связанных с выдерживанием и изменением скорости движения, ведущей, естественно, является оценка скорости движения и ее изменений. Однако в ряде случаев необходимы оценки и других характеристик взаимодействия автомобиля со средой движения. Так, при выполнении остановки необходимой является оценка остановочного пути, которая вместе с тем составляет основу более сложной оценки дистанции безопасности.
В связи с задачей формирования оценки скорости рассмотрим движение с постоянной скоростью. В ряде программ обучения вождению такой вид движения в отличие от всех других перечисленных выше не выделяется. Это, возможно, является следствием сравнительно быстрого усвоения учащимися навыка выдерживания постоянной скорости движения. Действительно, этот навык не является сложным для усвоения, поскольку требует лишь стабильного положения педали управления дросселем при движении на определенной передаче. Однако если при осуществлении этого движения психологическим содержанием обучения сделать не усвоение достаточно простого двигательного навыка, а выбор и оценку скорости движения (без помощи спидометра), то обучение движению с постоянной скоростью существенно дополнит программу обучения вождению. Это более важно, поскольку навык оценки скорости движения является необходимым при движении практически в любых дорожных условиях.
Ниже представлено общее содержание обучения на первом этапе по группам: основные виды движения автомобиля, основные оценки, персептивно-двигательные навыки.
Основные виды движения автомобиля. Движение по прямой: трогание с места; разгон; движение на различных скоростях; торможение; остановка.
Движение по кривой: движение по кривым большого и малого радиуса; повороты, развороты.
Основные оценки: момента трогания с места; скорости движения и ее изменений; направления движения и его изменений; расстояний (дистанций и интервалов) до неподвижных объектов и изменений этих расстояний; размеров автомобиля в связи с геометрией дороги.
Персептивно-двигательные навыки, к которым относится оценка:
момента трогания с места и соответствующих им координированных действий педалями сцепления и дросселей при трогании;
скорости движения и соответствующих действий педалью дросселей;
скорости движения и дистанции и соответствующих действий педалью тормоза;
направления движения и соответствующих действий рулевым колесом;
изменения интервала и соответствующих действий рулевым колесом.
Читайте также: