Тема 2. Начальное маневрирование.
Цель темы – сформировать у учащегося предварительные представления о динамике движения автомобиля (траектории, скорости движения, ускорении и замедлении, остановочном пути) при движении на небольших скоростях.
Упражнения по этой теме позволяют ознакомить учащегося с изменениями направления и скорости движения автомобиля в ответ на определенные, заранее заданные воздействия на органы управления – рулевое колесо, педаль дросселей, педаль тормоза. При вводном инструктировании подчеркивается необходимость внимательного наблюдения за изменением положения автомобиля на площадке в процессе упражнения. Кроме того, внимание учащегося обращается на обязательное соблюдение требований безопасности при трогании с места.
Упражнение 1. Восприятие изменений направления движения автомобиля при заданных углах поворота рулевого колеса. Цель упражнения – сформировать у учащегося предварительные представления об изменениях направления движения в зависимости от действий рулевым колесом.
Место занятий - площадка автодрома размером 60X24 м, размеченная в продольном направлении прямыми параллельными линиями. Расстояние между линиями 4 м.
Выполнение упражнения. После начала движения учащийся должен плавно поворачивать рулевое колесо сначала в одну сторону, затем, возвратив руль в исходное положение, в другую сторону на тот же угол. Автомобиль движется змейкой. Во время поворотов рулевого колеса учащийся наблюдает за изменением положения автомобиля относительно линий, нанесенных на площадке.
Последовательно задаются следующие углы поворота рулевого колеса: угол в пределах люфта рулевого колеса или немного превышающий его (соответствующий прямолинейному движению), затем углы 90, 180, 360° и максимально возможный угол. Повороты выполняются тремя способами – без отрыва рук от рулевого колеса, с пропусканием его в руках, с перекрещиванием рук (при больших углах поворота).
Схема упражнения представлена где-то в Интернете. Упражнение выполняется сначала при движении вперед, затем задним ходом. При движении задним ходом с поворотами без отрыва рук от рулевого колеса учащийся наблюдает за дорогой с выходом на подножку автомобиля. При поворотах рулевого колеса на большие углы наблюдение за дорогой ведется через заднее окно кабины с рабочего места водителя. Поворот рулевого колеса на максимально возможный угол при движении задним ходом не задается.
При выполнении упражнения мастер обращает внимание на правильность применяемых приемов и плавность поворота рулевого колеса. Кроме того, он постоянно контролирует соблюдение требований безопасности при трогании с места.
Упражнение повторяется несколько раз. После окончания упражнения учащийся должен представлять траекторию движения автомобиля при различных углах рулевого колеса.
Читайте также: