Тема 7. Движение с переключением передач, в нисходящем порядке.
Цель темы – научить учащегося выполнять движение с переключением передач в нисходящем порядке.
Перед началом упражнений мастер объясняет, в каких ситуациях применяется переключение передач в нисходящем порядке, обращает внимание на необходимость усвоения навыка быстрого и плавного перехода на низшую передачу, объясняет значение своевременного перехода на низшую передачу для безопасности движения.
По теме выполняется одно упражнение.
Место выполнения упражнения – кольцевая дорога автодрома.
Выполнение упражнения. Сначала по заданию мастера учащийся на месте выполняет действия органами управления, соответствующие переходу на низшую передачу; обращает внимание на последовательность, координацию и скорость выполнения действий. После этого осуществляется трогание с места и разгон до высшей передачи. Затем следует плавное уменьшение (педалью тормоза) скорости движения автомобиля до оптимальной для перехода на низшую передачу. Скорость, на которой следует начинать переход на низшую передачу в первых 2–3 попытках, указывает мастер. В дальнейшем скорость выбирается учащимся самостоятельно. При этом следует обратить его внимание на то, что скорость перед переходом на низшую передачу соответствует скорости перехода на эту же передачу при разгоне (например, оптимальная скорость перехода со II на III передачу для автомобиля ГАЗ-53 составляет 20 км/ч; эта же скорость является оптимальной для перехода с IV на III передачу при движении с переключением передач в нисходящем порядке). Перед переходом на низшую передачу внимание учащегося направляется на восприятие и запоминание оптимальной для перехода скорости движения.
В момент достижения скорости, оптимальной для перехода на низшую (промежуточную) передачу, выполняются следующие действия: быстрое выключение сцепления с одновременным отпусканием педали дросселей; выключение передачи (контроль нейтрального положения рычага); включение сцепления и кратковременное увеличение оборотов двигателя педалью дросселей (перегазовка); выключение сцепления; включение низшей передачи (слуховой контроль шума, сопровождающего включение передачи); включение сцепления с одновременным увеличением оборотов двигателя.
После включения низшей передачи внимание направляется на оценку изменения скорости движения автомобиля, которая должна изменяться плавно, без рывков. Наличие рывков свидетельствует о неправильном выборе скорости перед переходом на низшую передачу или позднем нажатии на педаль дросселей после включения передачи.
На первом этапе упражнения надо последовательно переходить с IV (V) на II передачу, включая промежуточные. После перехода на II передачу осуществляется плавная остановка автомобиля. Усвоив навык последовательного перехода на низшую передачу, учащийся начинает обучаться переходу с высшей на низшую передачу, минуя промежуточные.
Выполнив упражнения по этой теме, учащийся должен уметь осуществлять быстрый и плавный переход с высшей передачи на низшую, самостоятельно выбирая момент переключения передач, бесшумно включая их.
Читайте также: