Цель обучения – научить учащегося безопасному движению и управлению автомобилем в типичных ситуациях взаимодействия двух или нескольких автомобилей.
Для обучения используются кольцевая дорога автодрома, имеющая не менее двух полос движения, и перекресток, оснащенный средствами регулирования. На этом этапе обучения целесообразно отработать следующие наиболее типичные виды взаимодействия двух или нескольких автомобилей: движение за автомобилем-лидером, выдерживая дистанцию безопасности; объезд автомобиля, стоящего у края дороги; движение в параллельных рядах с выдерживанием безопасного интервала; перестроение в параллельных рядах; обгон; встречный разъезд, в том числе встречный разъезд при наличии препятствия на одной полосе движения; выезд на дорогу из внутриквартального проезда при наличии движущихся по дороге автомобилей; проезд нерегулируемых и регулируемых перекрестков при наличии других автомобилей.
Обучение безопасному управлению автомобилем при взаимодействии с другими участниками движения следует проводить в определенной, заранее разработанной для каждого упражнения последовательности.
При этом необходимо предусмотреть: исходное положение учебных автомобилей перед началом упражнения; порядок начала движения; маршрут и скорость движения каждого учебного автомобиля на протяжении всего упражнения; взаимное положение учебных автомобилей в процессе выполнения упражнения; порядок остановки автомобилей при завершении упражнения; места остановки учебных автомобилей и их взаимное положение после остановки; правильные действия учащихся в различные моменты выполнения упражнения.
К началу обучения определенному взаимодействию учащийся должен хорошо знать пункты ПДД, регламентирующие движение транспортных средств в данном виде взаимодействия. Перед началом упражнения мастер проводит проверку его знаний.
Во вводном инструктировании особое внимание необходимо уделить действиям учащегося в наиболее ответственные для обеспечения безопасности моменты движения. Обучение каждому виду взаимодействия автомобилей целесообразно проводить в три этапа:
1. Упражнение выполняется па небольшой скорости с выделением и отработкой отдельных элементов движения автомобиля. Мастер выделяет для учащегося ориентиры, позволяющие выдерживать безопасный режим движения, и в процессе выполнения упражнения дает указания по выбору оптимальной скорости, дистанции, интервалов, направления движения. По мере усвоения действий отрабатываемые элементы укрупняются и увеличивается скорость.
2. Упражнение выполняется без разбивки на элементы. Учащийся самостоятельно выбирает режим движения, мастер контролирует выполнение упражнения и при необходимости дает корректировочные указания.
3. В процессе взаимодействия учебных автомобилей вводится элемент внезапности, неожиданно изменяющий ситуацию. При этом учащийся должен быстро принять правильное решение и в соответствии с изменившейся ситуацией изменить режим движения управляемого автомобиля.
Введение в процесс обучения элемента внезапности позволяет ознакомить учащегося с возможными препятствиями к осуществлению ранее намеченных действий и обучить правильным действиям при возникновении таких препятствий; элемент внезапности должен быть предусмотрен программой выполнения упражнения. Момент его введения и конкретная форма должны быть заранее известны мастеру, проводящему обучение. Элемент внезапности должен моделировать критическую ситуацию или ситуацию, близкую к критической, но не создавать реальной угрозы аварии. В качестве элементов внезапности можно использовать изменение направления и скорости движения автомобиля, движущегося впереди на расстоянии, не меньшем дистанции безопасности, или включение световой сигнализации, предполагающей опасный в данной ситуации маневр (без последующего осуществления этого маневра).
Обучение таким видам взаимодействия автомобилей, как движение за автомобилем-лидером, объезд автомобиля, стоящего у края дороги, встречный разъезд и проезд перекрестков, целесообразно проводить также в темное время суток.
Показателями обученности типичным видам взаимодействия с другими участниками движения являются: точное соблюдение требований ПДД, регламентирующих тот или иной вид взаимодействия; выдерживание безопасного режима движения (скорости, дистанций, интервалов); правильная и быстрая реакция на внезапные изменения ситуации в связи с введением элемента внезапности.
Читайте также: