Программа предмета «Основы безопасности движения» предусматривает выполнение учащимися упражнений, связанных с ознакомлением с психофизиологическими основами труда водителя. Учащиеся в ходе выполнения этих упражнений знакомятся с некоторыми важными для их будущей профессиональной деятельности функциями организма (например, зрительными, слуховыми), с их значением в этой деятельности, с психофизиологическими характеристиками водителя и путями их развития.
Рассмотрим основные из этих функций и их характеристики.
Оценка остроты зрения при нормальной и пониженной освещенности, остроты зрения в различных частях поля зрения, цветоощущения, времени восстановления зрения после ослепления.
Для такой оценки применяется несколько методик.
В результате проведения упражнений по оценке остроты зрения учащиеся выясняют, как изменяется острота зрения в зависимости от условий освещенности. Преподаватель должен отметить, что острота зрения при пониженной освещенности падает. В результате проведения упражнений по оценке остроты зрения в различных частях поля зрения учащиеся должны усвоить, что острота зрения на периферии значительно ниже, чем в центральной части поля зрения. Объекты (предметы), попадающие в периферическую часть поля зрения, опознаются менее точно.
В ходе отработки упражнений «Методики оценки цветоощущения» преподаватель обращает внимание на то, что восприятие цвета изменяется в зависимости от характера и условий освещенности воспринимаемого предмета.
При выполнении упражнений по оценке времени восстановления зрения после ослепления с помощью технических средств учащиеся изучают воздействие ослепления на зрительную способность, в данном случае – снижение остроты зрения. В заключение преподаватель обращает внимание учащихся на опасность ослепления в дорожной ситуации.
Проверка и тренировка точности восприятия интервалов времени (диапазоне от 0,5 до 10 с).
Данная методика посвящена знакомству учащихся с умением оценивать интервалы времени и со способом тренировки этого умения. Преподаватель рекомендует учащимся также выполнять упражнение по оценке интервалов времени во внеклассное время.
Тренировка в умении направлять и распределять внимание между объектами, воспринимаемыми зрительно и на слух.
Эта методика предусматривает тренировку важнейшей психологической характеристики профессиональной деятельности водителя – внимания и его основных свойств – направленности, распределения, переключения, напряженности. В ходе выполнения упражнений учащиеся знакомятся со способами тренировки таких свойств внимания, как распределение и сосредоточение на определенных объектах.
Читайте также: