Упражнение 1а. Сравнительная оценка различных по длительности интервалов времени, предъявляемых зрительно.
Цель упражнения – дать учащимся представление о том, насколько правильно они могут производить сравнительную оценку интервалов времени.
Технические средства для упражнений 1а и 16 – электросекундомер; макет светофора; звуковой сигнал (звонок, звуковой сигнал автомобиля); кнопка для включения и выключения раздражителей; тумблер для переключения сигналов.
Интервалы времени предъявляются следующим образом. При нажатии преподавателем на кнопку вспыхивает красный свет светофора и одновременно включается электросекундомер. В этом положении кнопка удерживается необходимое время. При отпускании кнопки гаснет сигнал и выключается электросекундомер.
Для подачи интервала звуковым сигналом необходимо переключить тумблер. При нажатии на кнопку включаются звуковой сигнал и электросекундомер. В этом положении кнопка удерживается необходимое время. При отпускании кнопки выключается звуковой сигнал и электросекундомер.
При предъявлении интервалов времени преподавателю следует придерживаться такого принципа. Сначала предъявлять легко различаемые между собой интервалы времени, например 5 и 10 с. Постепенно разница между длительностями попарно предъявляемых интервалов уменьшается.
Приведем пример последовательности предъявления интервалов времени (с):
10 – 5, 1 – 2, 10 – 7, 2 – 5;
5 –5, 10 –8, 2 – 3, 1–0,5;
2 – 2, 2 – 2,5, 0,5 – 0,7.
Преподаватель может самостоятельно составить последовательность предъявления интервалов времени, но при этом он должен опираться на указанный выше принцип.
Содержание упражнения. Упражнение проводится коллективно. Учащиеся перед началом упражнения заготавливают табл. 5. Преподаватель после команды внимание предъявляет первую пару интервалов. Учащиеся записывают свою оценку длительности второго интервала в соответствующую графу словами равен, короче, или длиннее. Затем преподаватель сообщает учащимся фактическую длительность второго интервала также словами равен, длиннее или короче и они также записывают фактическую длительность. Если оценка учащегося верна, то в табл. 5 учащийся ставит знак « + ». Если его оценка неверна, то он ставит знак «–» и записывает, какую именно ошибку он допустил: уменьшил (длительность второго интервала по отношению к первому) или увеличил.
После этого преподаватель предъявляет следующий интервал времени.
Инструкция преподавателя. Внимательно следите за светофором. При этом будут предъявляться попарно один за другим различные по длительности интервалы времени, каждый из которых начинается включением и оканчивается выключением красного сигнала светофора. Первый интервал – эталонный, второй – контрольный. Надо оценить длительность второго интервала по отношению к первому, дать оценку и записать ее соответствующими словами равен (если второй интервал равен первому), короче или длиннее.
Легко и просто у нашей компании.
Читайте также: