Упражнение 2. Определение зависимости положения объема в поле зрения (направление, в котором расположен объект) от его расстояния до глаз.
Цель упражнения – показать учащимся зависимость положения объекта в поле зрения от его расстояния до глаз водителя.
Технические средства – два блочных устройства, расположенных в противоположных концах класса; леска, натянутая через блоки, по которой преподаватель имеет возможность плавно передвигать модель светофора; модель дорожного знака, имеющая зажим для крепления на леске.
Высота расположения светофора (знака) 2 м, величина модели светофора Vs от натуральной.
Содержание упражнения. Преподаватель закрепляет модель светофора (или знак) на леске у стены, находящейся прямо перед учащимися. Затем преподаватель начинает плавно перемещать модель светофора (знака) по направлению к учащимся, постепенно понижает скорость, а автомобиль с киноаппаратом увеличивает скорость, догоняет его и затем снижает скорость также до 20 км/ч. Содержание упражнения. Преподаватель демонстрирует кинокольцовку учащимся, представляющим себя в движущемся со скоростью 20 км/ч автомобиле. Он разъясняет, что скорость движущегося впереди автомобиля также 20 км/ч. Предлагается учащимся запомнить видимую величину движущегося автомобиля, ее изменения и изменения видимой скорости удаления и приближения движущегося впереди автомобиля. Затем проводят те же разъяснения при скоростях движущегося впереди автомобиля 40, 60 и 80 км/ч.
Инструкция преподавателя. Внимательно следите за скоростью передвижения автомобилей и оцените скорость изменения видимой величины движущегося впереди автомобиля. Надо уяснить зависимость изменения видимой величины автомобиля от его скорости.
Примечание. При проведении упражнения преподаватель сажает три пары учащихся против экрана и проводит с ними упражнение.
Упражнение 2. Оценка и прогнозирование скорости и расстояний, которые пройдут автомобили при встречном движении.
Цель упражнения – ознакомить учащихся с оценкой скоростей и прогнозированием расстояний, которые пройдут автомобили при встречном движении.
Технические средства – две модели автомобилей; электродвигатель с редуктором, дающим возможность приводить в движение модели автомобилей и изменять их скорости (автомобили движутся навстречу друг другу).
Содержание упражнения. Преподаватель включает электродвигатель, в результате чего автомобили движутся какое-то время навстречу друг другу. Затем, остановив двигатель, преподаватель предлагает учащимся оценить скорости моделей и определить, какие скорости больше, какие – равны. Он предлагает определить место, в котором встретятся автомобили. Затем снова включает электромотор и приводит автомобили в движение до момента их встречи.
Инструкция преподавателя. Внимательно следите за движением моделей. Оцените и сравните их скорости и наметьте точку предполагаемой встречи автомобилей. Затем преподаватель указывает на неточности учащихся в оценке скоростей и расстояний, пройденных автомобилями.
Читайте также: