Упражнение 3. Реакция на движущийся объект.
Цель упражнения – дать представление о точности реакции на движущийся объект.
Технические средства – круг белого цвета диаметром не менее 50 см для класса до 8 м в длину (круг располагается вертикально, в его центре на оси черная стрелка); электродвигатель для вращения стрелки с постоянной скоростью 1 оборот за 1–3 с; лампочка (лучше от карманного фонаря), расположенная в радиусе 5 см от оси стрелки по вертикали; коммутатор с шестью кнопками для включения шести различных заданий; красная кнопка для остановки стрелки.
Лампочка включается стрелкой при определенном ее положении на круге. Таких положений шесть, например: 75, 123, 156, 194, 237, 308°; три положения для упражнения 3: 123, 237, 308°; три положения для упражнения 4: 75, 156, 194°. Включение любой из шести кнопок приводит в движение электродвигатель, движущий стрелку, и замыкает цепь с одним из шести контактов на круге, включающем лампочку при соответствующем положении стрелки. Продолжительность свечения лампочки во всех случаях около 0,1 с (лампочка выключается автоматически). Для остановки стрелки (электродвигателя) имеется отдельная кнопка красного цвета. Стрелка останавливается преподавателем.
Каждый учащийся имеет бланк (стандартный лист бумаги) с нанесенными на него шестью окружностями диаметром 5 см. Каждая окружность разделена горизонтальной линией через центр. Окружности расположены на бланке в два ряда под номерами с 1 до 6: верхний ряд – с 1 по 3 слева направо, нижний ряд – с 4 по 6 также слева направо. У каждого учащегося имеется транспортир для самопроверки ответов.
Содержание упражнения. После инструктирования учащихся преподаватель называет номер окружности, на которой должен работать учащийся (начиная с 1-й), нажимает первую кнопку коммутатора, соответствующую загоранию лампочки при положении 237°.
Учащиеся, наблюдая за движущейся стрелкой, после загорания лампочки отмечают чертой на указанной окружности место, в котором находилась стрелка в момент загорания лампочки. В этом упражнении лампочка зажигается преподавателем три раза в трех различных положениях: 237, 123, 308°. Учащиеся работают соответственно на 1, 2 и 3-й окружностях.
После каждой реакции преподаватель останавливает стрелку красной кнопкой в верхнем положении около 0° (±20°). После трех реакций преподаватель объясняет учащимся, как оценивать свои результаты.
Подробности .
Читайте также: