Физиологию и психофизиологию труда водителя нельзя рассматривать в отрыве от режима его работы и отдыха. Правильный режим труда и отдыха способствует сохранению работоспособности на протяжении рабочего дня, предотвращает накопление усталости, а также возникновение и развитие ряда профессиональных заболеваний.
Правильный режим труда и отдыха включает своевременные паузы в процессе рабочего дня, специализированную производственную гимнастику, соответствующую характеру труда и возрасту, своевременное питание, достаточное время для сна, полноценный отдых и обеспечение гигиенических условий на рабочем месте.
Рассмотрим теперь физиологические и психофизиологические характеристики работы водителя более подробно.
В процессе управления автомобилем водитель находится на своем рабочем месте в кабине. При этом он располагается на сиденье в вынужденной позе, обусловленной кроме конструкции сиденья ограниченным объемом кабины, расположением органов управления автомобилем, особенностями обзорности.
Длительное нахождение в сидячей позе и связанная с ней гипокинезия (ограниченная двигательная активность) приводят к ряду физиологических сдвигов в организме и вызывают специфическое утомление водителя, снижают его работоспособность и могут способствовать возникновению и развитию ряда заболеваний. Поэтому очень большое значение имеют конструкция и средства регулировки сиденья, материал, из которого оно изготовлено, расположение и конструкция органов управления, а также характеристики кабины, обусловливающие обзорность.
Большое значение с точки зрения профилактики отрицательных последствий длительного нахождения водителя в вынужденной позе и недостаточной двигательной активности имеет правильный режим труда и отдыха водителя, прежде всего применение средств специализированной производственной гимнастики. Их значение становится еще более важным в связи с тем, что указанные эргономические характеристики автомобилей ряда марок являются далеко не оптимальными.
В связи с нахождением водителя в течение рабочего дня в кабине автомобиля его физиологическое и психофизиологическое состояние в очень большой степени зависит от состава воздуха в кабине. Установлено, что воздух в кабинах автомобилей большинства марок содержит ряд вредных веществ, в первую очередь угарный газ и пары бензина, причем концентрация вредных веществ в очень большой степени зависит от исправности системы питания и регулировки двигателя. Поэтому необходимо не только улучшать соответствующие эргономические характеристики кабин автомобилей, что является задачей конструкторов, но и обеспечить исправность системы питания и тщательную регулировку двигателей в автохозяйствах.
Известно, что физиологическое и психофизиологическое состояние человека, обусловливающее его работоспособность и здоровье, зависит от температуры, влажности и движения воздуха на рабочем месте. Относительная влажность воздуха в кабинах автомобилей изменяется в широких пределах, зависящих от влажности воздуха в окружающей среде. Однако, как правило, относительная влажность воздуха в кабине ниже, чем в окружающей среде.
Температура на рабочем месте водителя в зимнее время в определенной степени регулируется системой обогрева и вентиляции, причем качество этой регулировки существенно отличается на автомобилях различных марок. Температура же в кабине в летнее время, как правило, превышает температуру наружного воздуха. Значителен перепад температур воздуха у головы и ног водителя. Большой перепад температур и необходимость открывать стекла кабины для вентиляции воздуха влекут за собой значительные перемещения воздуха внутри кабины (сквозняки).
Читайте также: