Рассматривая информацию, необходимую и достаточную для управления подсистемой А–СД, важно учесть еще следующее обстоятельство. Водитель, чтобы управлять автотранспортным средством, должен взаимодействовать с ним непосредственно, находясь в нем. Таким образом, он получает информацию об автомобиле, среде движения и их взаимодействия с исходной позиции, обусловленной его положением в автомобиле, т. е. применительно к подсистеме водитель – автомобиль (В – А). Иными словами, предварительным условием получения необходимой и достаточной информации о системе В – А – СД в целом является получение информации о себе самом, об автомобиле и о ряде характеристик подсистемы В–А.
Следовательно, для управления подсистемой А–СД водитель должен получать необходимую и достаточную информацию о таких объектах, как автомобиль; среда движения; отношение автомобиля со средой движения; воздействия на автомобиль для обеспечения требуемого отношения А–СД и необходимого состояния автомобиля; воздействия на среду движения, направленные на обеспечение требуемого отношения А–СД. Кроме того, водитель в качестве исходной должен получать соответствующую информацию о себе самом по отношению к автомобилю и о ряде характеристик подсистемы В–А.
Вся необходимая для управления подсистемой А–СД информация может поступать к водителю в двух формах – естественной и искусственной.
Если прием информации осуществляется без применения специальных информационных средств путем непосредственного восприятия автомобиля, среды движения, их отношения, то такую информацию называют естественной.
Под искусственной подразумевается информация, передаваемая любыми техническими средствами, предназначенными специально для того, чтобы осуществлять информационную функцию. К ним относятся различные приборы-индикаторы, сигнальные устройства, дорожные знаки и т. п. Применительно к управлению системой А–СД искусственная информация может быть привязана как к специализированной части машины – щитку приборов, так и к среде движения – дорожные знаки, светофоры и др.
Анализ функций щитка приборов автомобиля позволяет сделать вывод, что подавляющая часть информации поступает к водителю в естественной форме. Действительно, из всех главных характеристик положения и движения автомобиля в СД, оценка которых необходима для управления системой А–СД, почти непрерывно с помощью информационного устройства (спидометра) подается лишь один – скорость движения. При этом существенно, что оценить скорость движения водитель может и без спидометра по естественным признакам видимого перемещения поверхности дороги и объектов околодорожного пространства относительно подсистемы водитель – автомобиль. С другой стороны, необходимость оценки ряда других важных объектов и характеристик подсистемы.
Читайте также: