Мыслительная деятельность водителя характеризуется рядом особенностей. Ее содержанием в основном являются пространственно-временные и динамические отношения в подсистеме А –СД, и она осуществляется на материале наглядных образов восприятий и представлений. Мышление водителя непосредственно «обслуживает» его практическую деятельность по управлению А – СД и включено в процесс управления.
Таким образом, мышление водителя – это практическое, наглядное и оперативное мышление. Его эффективность связана не только с правильностью решения задачи, но и с очень большой скоростью решения, обусловленной быстрым изменением дорожно-транспортной ситуации.
Изложенное выше относится к функции и характеристикам мышления, непосредственно связанного с процессом управления А – СД. Однако мышление играет еще одну очень важную роль, связанную с водительской деятельностью иным образом. Имеется в виду овладение водительскими умениями и навыками. В соответствии с типичным для человека путем обучения овладение всем комплексом умений и навыков, необходимых для оценки дорожно-транспортной ситуации и вождения в целом, осуществляется в значительной мере через посредство мыслительной деятельности.
Психические процессы, рассмотренные выше применительно к осуществлению управления А – СД, – ощущения, восприятия, память, воображение и мышление – протекают не изолированно, а организованы как компоненты единой познавательной психической системы.
Внимание водителя. Другим важным вопросом организации психической познавательной системы, обеспечивающей управление водителем подсистемой А–СД, является внимание водителя. Водительская деятельность предъявляет к нему следующие требования.
Внимание водителя всегда должно быть связано с объектами подсистемы А–СД; оно должно быть направлено именно на объекты, которые в каждый данный момент имеют решающее значение с точки зрения безопасности подсистемы А – СД и эффективности управления ею.
Читайте также: