В соответствии с принципами системного подхода содержание подготовки к профессиональной деятельности водителей автомобилей определяется прежде всего исходя из конечной цели подготовки. Этой конечной целью являются, как уже известно, овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие качеств водителя, обеспечивающих эффективное и надежное выполнение водительской деятельности во всем диапазоне типичных, а также практически возможных дорожно-транспортных условий и ситуаций.
В результате подготовки водитель должен уметь так управлять автомобилем, чтобы эффективно выполнять план перевозок, обеспечивать при этом безопасность движения, квалифицированно эксплуатировать материальную часть и устранять определенные ее неисправности. Кроме того, водитель должен правильно строить свои отношения с людьми, с которыми он взаимодействует в процессе работы – с другими участниками движения, работниками ГАИ, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, работниками своего автопредприятия.
Основой этого комплекса являются знания, умения, навыки и качества водителя, обеспечивающие эффективное и безопасное вождение автомобиля и его правильную техническую эксплуатацию. Этому основному содержанию водительской деятельности и должно соответствовать основное содержание подготовки водителей.
Содержание подготовки должно включать компоненты, соответствующие прежде всего основным компонентам водительской деятельности. В связи с этим содержание подготовки, определяемое учебным планом, расчленено на определенные учебные предметы. Вместе с тем в соответствии с конечной целью подготовки эти предметы объединены в единый комплекс.
Читайте также: