Руководители, преподаватели и мастера производственного обучения учебных автокомбинатов и автошкол осуществляют подготовку очень неоднородного по уровню подготовленности и способностям контингента учащихся, далеко не всегда соответствующих ряду описанных -выше психологических требований. Тем не менее, они должны пройти программу подготовки и достичь достаточного уровня подготовленности к выполнению водительской деятельности. Это трудная задача, и ее успешное решение требует правильной оценки психологических особенностей и возможностей каждого учащегося.
Обеспечение эффективного процесса подготовки учащихся предполагает, прежде всего оценку исходного уровня их подготовленности, а также уровня развития ряда их физиологических и психологических качеств. Именно такая оценка лежит в основе не только индивидуального, но и группового подхода к учащимся в процессе их подготовки. Эта оценка может быть осуществлена на основе сопоставления независимых экспертных оценок ряда преподавателей и мастеров производственного обучения. Особое значение имеет оценка учащихся мастерами по обучению вождению. При этом весьма эффективным является применение таких технических средств обучения, как учебный автомобиль и тренажер.
Изложим требования к преподавателям и мастерам производственного обучения; они предполагают комплекс следующих характеристик:
высокий уровень знаний, умений и навыков по специальности;
достаточно высокий уровень психологической и педагогической подготовки;
достаточно высокий уровень общей и речевой культуры;
достаточно высокий уровень развития мышления, внимания, памяти и восприятия;
высокий уровень интереса к своей профессиональной деятельности, чувство ответственности, внимательное отношение к людям, выдержка, настойчивость, педагогический такт, самокритичность.
К мастерам по обучению вождению необходимо добавить также следующие требования:
высокий уровень мастерства вождения, знаний, умений, навыков по обеспечению безопасности движения и правил дорожного движения;
достаточно высокий уровень знаний, умений и навыков по эксплуатации материальной части;
отличное распределение и переключение внимания, хорошо развитое зрительное восприятие пространства и движения, хорошо развитое восприятие коротких интервалов времени;
точность, скорость, надежность зрительно-двигательных и других сенсомоторных реакций;
высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, смелость, решительность.
Читайте также: