К таким техническим средствам относятся прежде всего тренажеры, имитаторы, учебные автомобили, а также стенды и учебные установки для формирования у учащихся практических умений, навыков и развития водительских качеств. Эти технические средства должны использоваться для проведения систематических упражнений, а не для иллюстрации отдельных теоретических положений.
При конструировании тренажеров не обязательно стремиться к точной имитации реальной трудовой деятельности. Деятельность на тренажере должна не имитировать, т. е. не подражать, а психологически соответствовать реальной трудовой деятельности. Из этого следует, что формируемые на тренажере умения и навыки должны не внешне, а по своей психологической структуре соответствовать трудовым навыкам.
При этом следует иметь в виду, что на тренажере можно моделировать как деятельность полностью, так и отдельные умения и навыки. В связи с этим наряду с применением сложных электронно-механических комплексов с системой обратной связи в профессиональном обучении водителей целесообразно использовать в качестве тренажеров и простые, экономичные устройства для формирования отдельных умений и навыков.
Технические средства контроля знаний, умений и навыков представляют собой большую группу различных устройств, машин и оборудования, с помощью которых можно регистрировать учебную деятельность или отдельные действия учащихся. С помощью этих технических средств обеспечивается индивидуальный и групповой контроль, как отдельных элементов учебной деятельности, так и процесса обучения в целом. Для осуществления контроля в процессе формирования практических водительских умений и навыков достаточно эффективно используются тренажеры и учебные автомобили, оборудованные средствами регистрации.
К техническим средствам определения уровня развития профессиональных качеств водителей относятся регистрирующие устройства и контролирующие машины, предназначенные для регистрации деятельности водителей. При осуществлении профессионального отбора и подбора водителей для определения уровня развития их профессиональных качеств используются автомобили, оснащенные аппаратурой, позволяющей регистрировать действия водителя и параметры положения и движения управляемого им автомобиля.
Таким образом, широкое и систематическое использование в обучении водителей технических средств обучения может позволить: дать занимающимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении; повысить наглядность обучения; наиболее полно удовлетворить запросы и интересы занимающихся; освободить инструктора-преподавателя от многократного показа упражнений; организовать более действенный контроль за формированием зрительно-двигательных умений и навыков; в отдельных случаях полностью автоматизировать процесс обучения; повысить эффективность обучения и в известных пределах ускорить темп изучения и запоминания материала.
При использовании аудиовизуальных средств и тренажерных комплексов значительно расширяется арсенал различных методических приемов. При этом следует иметь в виду, что в процессе обучения водителей не следует ограничиваться какой-либо одной группой методов. Эффективность обучения зависеть от того, насколько рационально они сочетаются со всеми другими способами педагогического воздействия.
Общие требования к подбору и применению методов профессионального обучения водителей с использованием технических средств вытекают как из конкретных задач, программы и условий, так и из общих дидактических принципов обучения.
Глонасс Урал установит на автопарк.
Читайте также: