Все аппараты статической проекции можно условно разделить по своему назначению на четыре группы:
Кадропроекторы – аппараты с ручным и автомотическим режимом работы, предназначенные для демонстрации на экран диапозитивных пособий.
Диапроекторы – аппараты с ручным и автоматическим режимом работы, предназначенные для демонстрации учебно-методического материала, выполненного на стандартной 35-миллиметровой кино- или фотопленке.
Эпидиаскопы – аппараты с ручным управлением, предназначенные для демонстрации непрозрачных пособий, стеклянных диапозитивов и записей, выполненных на рулонной пленке.
Комбинированные диапроекторы – аппараты с ручным и автоматическим режимом работы, с помощью которых можно работать как с диапозитивами, так и диафильмами.
При определении методики использования перечисленных групп аппаратов в учебной работе предлагается исходить из характера показываемого ими материала (диапозитивы, диафильмы, эпипро-екция).
В настоящее время в учебном процессе производственного обучения применяются следующие виды статических экранных пособий: диафильмы и диапозитивы на черно-белой и цветной пленке; непрозрачные пособия, большие пленочные диапозитивы и диафильмы и стереоскопические пособия и голограммы.
На современном этапе стали все шире использоваться для пособия диафильмы и диапозитивы в сочетании с учебниками. Они становятся дополнением к учебникам и выполняют задачу разъяснения такого материала, который трудно разъяснить с помощью рисунков в книге.
Большое значение имеют диапособия, согласованные с учебными кинофильмами. Они входят в единую систему учебных пособий, которым в учебном процессе отводится строго определенное "место и которые имеют свои специфические преимущества перед другими средствами.
Статические экранные пособия имеют свои преимущества перед кинофильмом тогда, когда требуется длительное время рассматривать изучаемые объекты и явления. Особенно они незаменимы при изучении технической части автомобиля и его узлов, вспомогательного оборудования, техники безопасности и Правил дорожного движения. Большую роль они могут играть и при обучении вождению автомобиля, в формировании навыков манипулирования органами управления автомобилем и при обучении учащихся правильно распределять и переключать внимание в зависимости от различных ситуаций в дорожной обстановке. Применение для подобных целей бумажных плакатов не может дать такого эффекте по сравнению с экранными пособиями, потому что при использовании экрана внимание занимающихся гораздо больше активизируется и лучше концентрируется на всех отдельных элементах рассматриваемого объекта в зависимости от характера решаемых задач. Здесь же следует отметить, что бумажные плакаты громоздки, а один диафильм может заменить от 36 до 72 (и более) таких плакатов. Кроме того, размеры плакатов недостаточно велики и для большой аудитории они непригодны, а на экране возможно получить изображение в 7–10 раз большее, чем дает бумажный плакат или таблица.
Читайте также: