В перерывах между учебной ездой эту звуковоспроизводящую аппаратуру можно использовать для различных объявлений; подключаться к трансляции московского или местного радио; готовить и передавать свои радиовыпуски; транслировать музыку и т. п. Многие опытные преподаватели автошкол и учебных комбинатов все шире применяют в учебном процессе такое эффективное и доступное для всех учебных пунктов средство, как магнитофон. Магнитофоны различных марок могут использоваться при отработке речевой информации, передаваемой будущими водителями автобусов. Для этого преподавателю необходимо в первую очередь подготовить и переписать на отдельные листы бумаги наиболее типичные объявления, которые делают водители на остановках и в пути следования. При тренировочных занятиях учащиеся сначала читают текст с листа, а затем делают объявления без текста. Преподаватель при прослушивании учащихся на магнитофоне делает соответствующие замечания, добиваясь ясности и четкости в передаче информации.
Иначе должно быть построено занятие обучению по определению неисправностей узлов и механизмов автомобиля на слух с использованием магнитофона.
Шумы, производимые движущимся на различных скоростях автомобилем, отличаются один от другого определенными тембром, частотой, громкостью. Они включают шумы, вызванные вибрацией отдельных узлов и механизмов. Поэтому при определении некоторых неисправностей частей и агрегатов автомобилей на слух желательно воспроизводить характерные для них звуки на фоне общего шума от автомобиля, т. е. с записи, сделанной в реальных дорожных условиях. Подобным же образом производится и запись наиболее характерных шумов исправно и неисправно работающего в различных режимах двигателя автомобиля.
Для проведения учебных занятий по определению на слух неисправностей в двигателе и в других узлах и агрегатах автомобиля можно использовать лингафонные кабинеты, которыми целесообразно оборудовать техникумы, технические училища, учебные автокомбинаты.
В настоящее время появилась возможность применять новое техническое средство – диафонфильм, в котором используются одновременно диафильм и фонограмма.
Использование диафонфильма является весьма перспективным при обучении водителей в автошколах, а также в кабинетах по безопасности движения в автохозяйствах для повышения квалификации.
Определенное значение в подготовке водителей может иметь и местный радиоузел. Такие радиоузлы уже имеются во многих учебных заведениях, их несложно оборудовать и использовать силами учащихся. Так, например, редколлегия автошколы может подготовить программы радиопередач и сообщений, в которые могут входить: документальные эпизоды (фрагменты), рассказывающие о событиях, происшедших в учебном заведении, с включением записей бесед (интервью) непосредственно с участниками событий; информационные сообщения о новостях из учебной жизни отдельных групп, о достигнутых успехах и недостатках в учебе; советы опытных водителей и т. п.
Приведенные примеры далеко не исчерпывают возможности использования радио, а также средств записи и воспроизведения звука в обучении водителей. По мере накопления опыта будет разработан ряд новых методов их использования, в том числе на основе педагогического творчества практических работников – преподавателей и мастеров производственного обучения.
Читайте также: