В конторах кинопроката, а также в кинофондах отдельных учебных заведений имеется достаточно большой выбор кинопособий, посвященных изучению Правил движения, основ безопасности движения, устройства автомобиля, основ эксплуатации автотранспорта и основ политических знаний.
Наибольшая доля проведения учебных занятий при подготовке водителей с использованием средств кино приходится на изучение Правил движения, материально-технической части автомобиля, вспомогательного оборудования, вопросов безопасности дорожного движения и организации дорожных перевозок. Несколько меньше кино используется на занятиях по обучению водителей на тренажерах и технике практического вождения автомобиля в различных дорожных условиях. При выборе учебных кинофильмов в процессе подготовки преподавателя к занятию можно рекомендовать такую последовательность:
1. Из имеющегося собственного фонда фильмотеки или местного кинопроката выбрать фильмы с последующим знакомством с их содержанием по монтажным листам и путем просмотра всех отобранных фильмов. Монтажные листы, прилагаемые к каждому учебному фильму, содержат краткую аннотацию, выходные данные; в них также указаны содержание и метраж кадров, каким планом (крупным, средним или общим) они сняты и текст надписей.
2. Преподаватель, получив полное и точное представление о содержании фильма, продолжительности демонстрации всего фильма и отдельных его частей, может приступить к его просмотру, записывая по ходу содержание главных эпизодов и продумывая целесообразность исключения эпизодов с второстепенной информацией.
3. После отбора необходимого материала, предназначенного для показа, следует приступить к составлению плана-конспекта учебного занятия с использованием фильма.
Форма плана-конспекта обычная, но в нем предусматриваются последовательность, место и время демонстрации кинофильмов. Практический опыт использования кино в учебном процессе показывает, что большая часть преподавателей предпочитает использовать не целостные фильмы, а отдельные фрагменты. Во многих случаях это вполне оправдано, особенно когда проводятся занятия по совершенствованию тех или иных знаний, умений и навыков, где особенно необходима частая повторная демонстрация. Однако на занятиях с новичками и при разучивании новых разделов программы необходимо использовать и целостные фильмы.
Так, при обучении группы начинающих водителей кино целесообразно использовать при изучении новых разделов программы или разделов курса. В этом случае, как правило, целесообразен просмотр фильма целиком. В группах повышения квалификации и особенно при переходе к новому материалу полезно начинать с демонстрации кино в сочетании с анализом разучиваемых ранее вопросов. Более подготовленные учащиеся обладают уже определенным запасом зрительных представлений, что помогает им более успешно разобраться в тонкостях вопросов при объяснении их педагогом.
Читайте также: