Рациональное использование технических средств для обучения выполнения видов движения автомобиля зависит от того, насколько точно и полно моделируется этими техническими средствами персептивное поле (среда движения). Для этого необходимо рассмотреть возможности использования кинопроекции с точки зрения моделирования указанных выше объектов персептивной оценки, характеристик органов и системы управления, целостных дорожно-транспортных ситуаций в динамике и сравнить ее с теневой проекцией.
Тренажер с теневой проекцией моделирует органы управления (расположение, конструкцию, функциональные, силовые и динамические характеристики), контрольно-измерительные приборы (расположение, индикацию и др.), персептивное поле (теневую проекцию ландшафта местности с набором конфигураций дорог и некоторые производственные шумы), замкнутый контур управления с динамическими характеристиками автомобиля определенной марки (систему обратных связей главным образом по зрительно-двигательному каналу). Ландшафт местности проецируется на плоский или панорамный экран с горизонтальным углом обзора 100–110°.
Такая конструкция тренажера позволяет формировать первоначальные двигательные координации (навыки управления рулевым колесом, педалями, рычагами и другими органами управления), зрительно-двигательные координации при выполнении движения по дороге, на которой нет других участников движения, а также ряд навыков переключения и распределения внимания на различных стадиях выполнения упражнений. Таким образом, тренажер с теневой проекцией вполне соответствует своему назначению – первоначальной выработке у учащихся технических приемов и простейших навыков вождения автомобиля. Однако для обучения маневрированию в более сложной среде движения он непригоден ввиду существенных ограничений в возможности моделирования дорожно-транспортной обстановки. Так, например, наиболее распространенные в нашей стране тренажеры с теневой проекцией (АТ-70, АТ-75, ТР ЗИЛ-130, Т-5, АТ-01, АТ-1, АТ-2 и др.) имеют искажение в моделировании характеристик зрительного поля (масштаба моделируемого пространства, перспективы, четкости изображения, контрастности, яркости, цветовых соотношений и др.), мало возможностей моделирования статических объектов среды движения (дорожных знаков, светофоров, неподвижных препятствий и др.) и не позволяют моделировать своими средствами дорожную обстановку с другими участниками движения (пешеходами, транспортными средствами и др.).
Перечисленные недостатки теневого тренажера могут быть частично компенсированы при использовании кинопроекции в виде учебного фильма, специально созданного для тренажерной подготовки.
Наибольший эффект в обучении вождению дает тренажер с кинопроекцией при использовании панорамного цветного изображения, системы обратных связей и автоматической регистрации действий обучаемых (на перфоленте, табло, таблице, самописце и пр.) с последующим анализом ошибок. Такие тренажеры из-за большой сложности и стоимости не получили распространения. Как правило, применяют черно-белый или цветной фильм на обычном и в лучшем случае на широком экране.
Узнайте больше о разработке сайтов в Самаре.
Читайте также: