Без обеспечения указанных условий в фильме с учетом сложности маневра и стадии обучения учащийся не сможет действовать сознательно и активно. Не имея в голове программы действий и возможности ее реализации, он в лучшем случае будет с опозданием и ошибками «отслеживать» события, происходящие в фильме.
Активность учащихся должна обеспечиваться и предшествующим уровнем подготовки и вводным инструктированием, но главным образом самим фильмом – его содержанием и структурой, моделированием дорожной ситуации на доступном для учащихся уровне и в доступном темпе, выбором места съемки – возможностью обзора пространства впереди автомобиля, кинематографическими средствами, фотографическим качеством изображения, дикторским текстом, титрами, звуковыми сигналами, сигналами регулировщика и др.
Для лучшего усвоения учащимися приемов вождения и требования безопасности необходимо обеспечить, как уже отмечалось выше, высокий уровень активности процесса обучения на тренажере. Это достигается также постепенным усложнением условий движения путем наращивания темпа смены дорожных ситуаций, их сложности (включая ситуации, требующие принятия предупредительных мер, сложные и аварийные ситуации), уменьшением пауз между сигналом о предстоящем маневре и началом маневра (сокращается время на обдумывание действий и приготовление к маневру).
При создании сценарного плана и съемке фильма следует учитывать особую важность управления вниманием учащихся, организации возможности оценки учащимися дорожных ситуаций, активизации их мышления. При съемке учебного фильма можно рекомендовать проверить некоторые способы выполнения рассмотренных психолого-педагогических требований.
Выделение главного в кадре: указание стрелкой или другим знаком; единичная надпись на изображении; указание на главное в дикторском тексте; увеличение громкости при записи слова или группы слов.
Изменение направленности внимания: смена объекта съемки; передвижение указательной стрелки; прямое указание в дикторском тексте или титрах.
Оценка дорожно-транспортной ситуации: информация в дикторском тексте или титрах.
Активизация мышления: постепенное усложнение задания: вопросы в титрах или дикторском тексте.
В учебном кинофильме не должно быть отдельных зрительного и звукового рядов. Эти ряды должны быть взаимосвязаны друг с другом и создавать единый зрительно-звуковой поток информации.
3 звуковом сопровождении учебного фильма должна четко выделяться речь диктора. Дикторский текст в учебном фильме для тренажерной подготовки должен выполнять функции организации процесса обучения главным образом в форме текущего инструктирования. В него входит характеристика быстро значительному расширению методических возможностей использования кинопроекции в тренажерной подготовке.
Читайте также: