При разветвленном программировании учебного материала достигается не только высокая степень индивидуализации обучения в целом, но и более экономное обучение различных групп учащихся, гарантируется достижение установленного уровня обученности. В этих программах каждая следующая доза освоения учащимся определяется в зависимости от его ответа на контрольные вопросы предшествующего кадра, причем здесь все возможные пути продвижения заранее предусмотрены программистом. Программы такого типа получили распространение как в виде машинных программ, так и в виде «книг с перепутанными страницами». И в том и в другом случае после каждой дозы учебной информации учащемуся предлагается контрольный вопрос и несколько (обычно 2–4) готовых ответов, из которых требуется выбрать один. Ответы закодированы либо номером страницы (в программированном пособии), либо номером кнопки или клавиши в техническом устройстве. В зависимости от качества ответа учащийся либо продвигается дальше по основной ветви программы, либо отсылается на коррективную ветвь.
Схематически разветвленная система программированного обучения изображена.
Из приведенных пояснений правильный ответ подтверждается только в случае выбора 45, после чего учащемуся разрешается перейти к следующему вопросу программы.
Для учащегося, который выбирает только один неправильный ответ, например 43, последовательность изучения такая: 40–41– 42–43–42–45; если оба неправильных ответа – соответственно 40–41–42–43 (или 44)–42–44 (или 43)–45.
Таким образом, работая по разветвленной программе, сильные учащиеся изучают только основные дозы, а менее сильные должны изучать и дополнительные, естественно затратив при этом больше времени на обучение.
Программы с разветвлением составляют, как правило, преподаватели с большим опытом и знанием типичных ошибок учащихся. Они предусматривают наиболее вероятные ошибочные ответы учащихся и соответствующее реагирование на них (подсказки, советы, разъяснения, рекомендации).
Комбинированные программы включают в себя линейные и разветвленные типы программирования учебного материала одновременно. В практике программированного обучения такие программы также пользуются большим успехом.
При хорошо составленной программе можно обучать большие группы учащихся по всем теоретическим и практическим разделам программы подготовки водителей автомобилей с использованием машинного и без машинного способа программирования учебного материала.
Читайте также: