При работе с билетами по теме «Электрооборудование автомобилей» каждый учащийся обязательно получает в дополнение к билету отпечатанные на фотобумаге схемы электроприборов. Как правило, все учащиеся группы успевают ответить на 5 вопросов по разделу «Двигатель» за 10–12 мин. Столько же времени необходимо и преподавателю, чтобы обработать и проверить все ответы учащихся и выставить оценки. Причем в то время, когда преподаватель проверяет ответы, учащиеся занимаются тренировочными упражнениями по закреплению знаний. При применении в техникуме только указанных выше средств по изучению устройства автомобилей, например, в одной группе из 29 человек за один месяц каждый учащийся был опрошен 5–6 раз.
Все группы на семестровых экзаменах показали значительное улучшение знаний. Представляет большой интерес разработка машины с запрограммированными неисправностями при изучении электрооборудования автомобиля в Днепропетровском инженерно-строительном институте. Эта машина облегчает понимание схем электрооборудования и усвоения простейших приемов поиска неисправностей. На передней панели этого устройства вычерчена схема электрооборудования автомобиля, на которой имитированы неисправности; каждая из них обозначена графически (разрыв проводки – надпись «Плохие контакты»). Неисправности пронумерованы цифрами от 1 до 10. В местах установки автомобильных ламп на схеме смонтированы миниатюрные лампочки, в шестерне стартера прорезано окно, установлен амперметр.
Поочередно включая приборы, учащийся должен найти неработающие приборы (один или несколько), определить, какая из указанных на схеме неисправностей может быть причиной неработающего прибора, и коснуться указкой (игла указки соединена проводом с машиной) контакта, обозначающего эту неисправность. Если учащийся правильно определяет неисправность, то машина «запоминает», что ответ правильный, и автоматически включает следующую неисправность. Если же определение неверно, то машина лишь включает следующую неисправность, но не засчитывает ответ. После того как учащийся ответит на предусмотренное программой количество вопросов, каждый раз проверяя работу всех приборов и определяя место неисправности, машина суммирует его положительные ответы и ставит общую оценку.
В Прикумской автошколе Ставропольского учебного комбината изготовлен также простой по конструкции автомат-репетитор для самостоятельной проверки и закрепления учащимися знаний по Правилам движения. Репетитор выполнен на фанерном листе размером 135X108 см и имеет 12 рамок для карточек. Все рамки пронумерованы и над каждой из них имеется контрольная лампочка. На каждой рамке установлено по пять кнопок с номерами от 1 до 5. В левом углу репетитора помещено табло «Правильно» с зеленой лампочкой, а в правом верхнем углу – табло «Неправильно» с красной лампочкой. В нижней его части есть главный переключатель на 13 положений, 12 из них для поочередного включения карточек, а последнее положение – «Выключено». Карточки выполнены на бумаге размером 18x24 см и содержат только по одному вопросу, на который дано от двух до пяти вариантов ответов.
Преподаватели школы составили комплект из нескольких сотен карточек, охватывающих весь программный материал по Правилам движения. Имеется возможность заменять билеты по мере изучения программного материала. Применение репетитора в сочетании с другими техническими средствами обучения значительно повышает успеваемость учащихся.
Можно привести большое число примеров изготовления простейших обучающих и контролирующих устройств учебными заведениями, в которых обучают водителей. Сейчас даже труднее найти учебные заведения, где такие средства не используются.
В настоящее время помимо изготовления и использования простейших устройств в программированном обучении стали все шире применяться и более сложные машины и комплексы. Например, в Красноярском учебном комбинате силами учащихся оборудован кабинет для изучения Правил движения, в котором имеются электрифицированный стол-макет, действующие светофоры различных видов, электрифицированные дорожные знаки, указатели и линии разметки проезжей части. В кабинете установлены экзаменатор К-58 с перфоратором К-59 и другие, более сложные и эффективные средства.
В учебно-производственных комбинатах Гагаринского, Севастопольского районов, в автошколе ДОСААФ Краснопресненского района Москвы все классы для изучения теоретических разделов программы подготовки водителей оснащены техническими средствами, в том числе для программированного обучения и контроля знаний учащихся. Использование их в учебном процессе дает положительные результаты. Однако предстоит еще большая работа по разработке и совершенствованию программ для этих технических средств, изготовлению современных, эффективных технических устройств и оснащению ими мест занятий.
Читайте также: