Методика сравнительной оценки управления автомобилем и тренажером.
В настоящее время наиболее эффективным методом сравнительного анализа является метод экспертных оценок. В качестве экспертов следует привлекать водителей-профессионалов высокой квалификации.
Оценка тренажера производится по этапам. Сначала тренажер оценивается в статическом состоянии как рабочее место водителя; затем эксперт выполняет ряд действий на тренажере и оценивает общие особенности управления на нем по сравнению с вождением автомобиля; на следующем этапе оцениваются отдельные элементы тренажера как динамической системы, моделирующей систему управления и ходовые характеристики автомобиля. Затем оцениваются теневая проекция и кинопроекция, а также средства статической проекции (набор слайдов, если они имеются).
Применяются качественный и количественный методы экспертной оценки. При качественном методе по каждому оцениваемому элементу эксперт определяет степень соответствия тренажера и автомобиля – полное, значительное, частичное соответствие и несоответствие. При количественном методе эксперт высказывает свое мнение об оцениваемом параметре (величине, расстоянии, скорости и др.) в заданных единицах измерения (м, м/с и т.п.), абсолютных или относительных (на сколько, во сколько раз меньше, больше, медленней и т.п.).
В качестве дополнительного метода оценки тренажеров используется метод объективных измерений – время по секундомеру, скорость по спидометру, путь по отрезку траектории на диске теневого тренажера, углы, под которыми виден экран с изображением дороги и дорожной обстановки.
Эксперт оценивает следующие элементы и характеристики тренажеров. В статическом состоянии прежде всего оценивается общий вид тренажера, сиденья водителя, органов управления, приборов, системы визуализации. После регулировки сиденья (при наличии регулирующего устройства) эксперт оценивает высоту, наклон, продольное и поперечное положения сиденья. Затем он производит оценку органов управления и вспомогательного оборудования по схеме – расположение, размеры, направление и амплитуда перемещений, усилия и другие особенности:
рулевое колесо – положение относительно водителя и приборного щитка, высота и наклон рулевой колонки, диаметр и толщина обода, люфт;
педаль дросселей – расположение по трем координатам, размер, характер и амплитуда перемещений, величина усилий; педали тормоза и сцепления – по тем же показателям; рычаг коробки передач – расположение по двум координатам, длина, величина отклонения и усилие при включении передачи, рукоятка – форма, размер, характер поверхности, расположение передач;
рычаг стояночного тормоза – по тем же показателям, а также способ включения и выключения;
переключатель указателей поворота, включатель зажигания и стартера – расположение, способ включения.
Контрольно-измерительные приборы оценивают по расположению, величине, форме, способу индикации, видимости показаний.
Производятся также оценки спидометра, контрольной лампы указателей поворота, указателей температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива в баке, контрольных ламп датчика давления масла и разрядки аккумуляторной батареи или амперметра.
Читайте также: