Восприятие элементов среды движения. Дорога на экране воспринимается идущей вверх, поэтому взор на дорогу направлен выше, чем в реальной среде движения. Ширина дороги оценивается уже, чем реальной. Изображение дороги более контрастное и четкое вдали.
Капот тренажера не соответствует капоту автомобиля; он ниже, уже, короче и имеет большой угол наклона вперед и вниз, вследствие чего дает искаженное представление о габаритах автомобиля. Это влияет на восприятие дороги, особенно при поворотах. Звуковые характеристики не соответствуют реальным по характеру и силе.
Зрительно-двигательная координация. Время разгона до 100 км/ч по спидометру соответствует времени разгона на автомобиле. По зрительному восприятию скорость на IV передаче (при полностью нажатой педали дросселей) оценивается не более 60 км/ч. При торможении ножным тормозом на больших скоростях остановка осуществляется медленнее, чем на автомобиле. В то же время тренажер гораздо меньше «катится» по инерции: при торможении двигателем на прямой передаче со скорости 120 км/ч (по спидометру) движение прекращается метров через 30 (примерно в 10 раз быстрее, чем на тренажере АТ-70). Повороты на тренажере не полностью соответствуют поворотам на автомобиле по соотношению восприятий элементов среды движения и воздействий на органы управления. Несоответствие габаритов тренажера (узкая кабина, водитель сидит не слева, а посередине) в определенной степени искажает восприятие расстояния до обочины справа (поскольку пространство дороги, которое на автомобиле загораживается капотом, на тренажере открыто). Недостаточно точное моделирование инерционных качеств автомобиля не позволяет выполнять поворот на II передаче на скорости 20 км/ч без постоянного нажатия на педаль дросселей, иначе движение прекратится в начале поворота.
Оценка дорожно-транспортных ситуаций. Возможность формировать навыки оценки дорожно-транспортных ситуаций при управлении любым тренажером зависит как от характеристик тренажера, так и от качества фильма. Учебный фильм для АТ-01 имеет ряд существенных недостатков как по изобразительным свойствам, так и с точки зрения содержания и методики. Вследствие этого тренажер АТ-01 имеет небольшие возможности для обучения оценкам дорожно-транспортных ситуаций, связанных с взаимодействием с другими участниками движения.
Читайте также: