Опыт работы ряда автокомбинатов показывает, что тренажер ЦКБ-У101 может быть эффективно использован только для изучения расположения органов управления и вспомогательного оборудования автомобиля ГАЗ-51 и первоначального обучения действиям органами управления, соответствующим троганию автомобиля с места, остановке автомобиля, переключению передач.
Таким образом, степень соответствия тренажера ЦК.Б-У101 автомобилю по основным компонентам водительской деятельности можно оценить следующим образом:
воздействие на органы управления – частичное соответствие;
восприятие элементов среды движения – несоответствие;
зрительно-двигательные координации – несоответствие;
оценка дорожно-транспортных ситуаций – несоответствие;
организация внимания – несоответствие.
При таких ограниченных возможностях обучения тренажер ЦКБ-У101, стоимость которого 16 тыс. руб., экономически не оправдывает себя.
Сравнительная психолого-педагогическая оценка тренажеров. Выполненный выше анализ позволяет дать сравнительную психолого-педагогическую характеристику тренажеров. Степень соответствия тренажеров АТ-70, АТ-75, Т-5, АТ-01 и ЦКБ-У101 автомобилю по основным компонентам водительской деятельности показана в табл. 2. Из таблицы видно, что указанные тренажеры имеют различные обучающие возможности. Тренажеры АТ-70 и АТ-75 можно оценить положительно по всем показателям: на них хорошо смоделировано рабочее место водителя; теневая проекция создает удовлетворительное представление о дороге; хорошо смоделированы динамические характеристики автомобиля; удовлетворительными являются учебные фильмы для тренажерной подготовки (особенно последний вариант). Все это является предпосылкой эффективного использования тренажера при подготовке водителей. Два других тренажера (Т-5 и АТ-01) имеют менее благоприятные, хотя в общем удовлетворительные показатели. Тренажер ЦКБ-У101 оценивается в основном как неудовлетворительный, так как с психолого-педагогической точки зрения он имеет чрезвычайно ограниченные возможности для формирования основных компонентов водительской деятельности.
Читайте также: