Программа тренажерной подготовки должна учитывать действительные возможности тренажеров в формировании основных компонентов водительской деятельности. Переоценка тренажеров приводит к составлению программы, которая не может быть реализована на практике, и, кроме того, к автоматизации навыков, которые не полностью соответствуют реальным водительским навыкам; в этом случае потребуется уже не доучивание на учебном автомобиле, а переучивание, что потребует значительно больше времени. Занижение возможностей тренажера приводит к составлению недостаточно эффективной программы.
Усовершенствованная методика обучения на тренажере должна опираться на современные психолого-педагогические принципы формирования умений и навыков. Способствуя формированию у учащихся профессиональных качеств водителя, методика должна давать возможность мастеру не только обучать, но и воспитывать учащихся.
Во введении к методике следует изложить принципы обучения па тренажере, дать характеристику учебных и воспитательных задач, указать уровень формирования отдельных компонентов водительской деятельности, который должен быть достигнут к концу каждого этапа тренажерной подготовки, указать количество часов, отводимое на отдельные темы (упражнения). Затем во введении рекомендуется дать характеристику методов и средств обучения, связанных с тренажерной подготовкой, способов проверки и оценки усвоения учащимися программы обучения на тренажере, описать структуру методики с учетом деятельности мастера и учащегося, дать рекомендации по организации проведения занятий в тренажерном классе, привести список литературы и учебно-наглядных пособий.
Методика должна включать последовательное описание способов формирования у учащихся основных компонентов водительской деятельности на всех этапах тренажерной подготовки.
Для лучшего выполнения задач тренажерной подготовки при разработке методики необходимо учитывать следующее. Занятия на тренажере должны строиться с учетом психолого-педагогических требований к содержанию и последовательности этапов обучения. Методика должна обеспечивать выработку первоначальных навыков безопасного вождения автомобиля на всех этапах тренажерной подготовки – на тренажере без проекции, с теневой проекцией, с кинопроекцией. Должны быть полностью учтены психолого-педагогические возможности тренажеров как специальных обучающих устройств, поскольку обычно методики подготовки на тренажере повторяют во многом приемы и последовательность обучения, существующие при обучении на автомобиле. Тренажер позволяет расчленять приемы управления на компоненты (персептивные, двигательные, персептивно-двигательные и др.), раздельно их отрабатывать, а затем соединять в более крупные функциональные блоки. Связь обучения на тренажере с другими видами подготовки по вождению требует обеспечения комплексности обучения на тренажере и на автомобиле.
Читайте также: