На практике рабочее место, характеристики органов управления и средств информации тренажеров и учебных автомобилей имеют большие или меньшие различия. Поэтому представленная ниже методика обучения на тренажере дополнена специальным разделом – методикой обучения на автомобиле-экспонате. В качестве автомобиля-экспоната можно использовать не только действующие учебные автомобили, но и старые учебные автомобили, пригодные для использования только в неподвижном состоянии, или специальные макеты учебных автомобилей.
Представленная методика обучения на автомобильном тренажере разработана с учетом рассмотренных выше психолого-педагогических основ тренажерной подготовки и реальных возможностей современных тренажеров, предназначенных для массового обучения водителей автомобилей. Эффективность этой методики проверена экспериментально. Однако ее следует рассматривать не как единственно возможный вариант методики, а лишь как примерный, ориентировочный вариант. Она может быть использована как исходный методический материал, подлежащий уточнению, дополнению и изменению в соответствии с характеристиками применяемого типа и марки тренажера и условиями обучения. Вместе с тем данная методика может быть использована как иллюстрация применения рассмотренного выше психолого-педагогического подхода к решению методических задач обучения водителей на тренажерах.
Продолжительность занятия составляет 2 ч с одним 10-минутным перерывом. Интервал между занятиями 1–2 дня.
Каждое упражнение состоит из трех основных частей – вводной, основной и заключительной. Вначале мастер знакомит учащихся с целью данного упражнения, показывает ход его выполнения, обращает внимание учащихся на главное, предупреждает о возможных ошибках. При необходимости он повторяет действие в замедленном темпе.
В основной части упражнения учащиеся выполняют его под контролем мастера; в случае затруднений он показывает упражнение повторно. В заключительной части мастер анализирует характерные ошибки учащихся, способы их предупреждения. В конце занятия он оценивает действия каждого учащегося и выставляет ему отметку. Система занятий построена так, что последующее упражнение может быть освоено только на основе определенного уровня усвоения предыдущего, поэтому учащийся допускается к новому упражнению лишь после достижения цели предыдущего.
Поскольку без хорошего усвоения пройденной темы усвоение нового материала затруднено, каждый учащийся в индивидуальном порядке сдает мастеру зачет но пройденному материалу: успешная сдача зачета является допуском к следующей теме.
Особого контроля со стороны мастера требует направление взора учащегося при выполнении упражнений. Зрительный контроль своих движений допустим только при разборе нового действия. Во время выполнения упражнения учащийся должен направлять взор вперед, поверх капота. Внимание же он должен распределять на разных этапах формирования навыка в разном соотношении между дорогой и своими суставно-мышечными ощущениями.
Методика предполагает при формировании навыков безопасного вождения использование зеркал заднего вида, поэтому тренажеры, на которых они не установлены, необходимо оборудовать зеркалами заднего вида.
Читайте также: