Упражнение 4. Ознакомление с приемами управления, соответствующими троганию с места и остановке.
Цель упражнения – научить учащихся последовательности действий органами управления и ознакомить их с координацией действий при трогании автомобиля с места и остановке.
Мастер объясняет учащимся последовательность действий органами управления при трогании автомобиля с места и остановке (с выделением подготовительных и основных действий). Отдельно он останавливается на действиях, соответствующих контролю дорожной обстановки (с использованием зеркал заднего вида) перед началом движения. После этого следует показ приемов трогания с места и остановки (электрическая часть тренажера выключена).
Подготовительные действия перед троганием с места: проверить готовность органов управления к пуску; включить зажигание; пустить и прогреть двигатель; включить указатель левого поворота; осмотреть дорожную обстановку (с использованием зеркал заднего вида).
Действия, соответствующие троганию автомобиля с места: выключить сцепление; включить I передачу; подготовить стояночный тормоз к выключению – перенести руку на стояночный тормоз, снять его с предохранителя, отпустить на 1/з хода; выбрать свободный ход включения педали сцепления; осмотреть дорожную обстановку; начиная постепенно увеличивать обороты двигателя педалью дросселей, плавно включить сцепление и выключить стояночный тормоз; продолжая увеличивать обороты двигателя, выключить указатель поворота (обороты двигателя увеличивать до 3/4 хода педали дросселей).
Подготовительные действия к остановке автомобиля: включить указатель правого поворота; осмотреть дорожную обстановку; отпустить педаль дросселей.
Действия, соответствующие остановке автомобиля: перенести ногу с педали дросселей на педаль тормоза; начать плавно нажимать на педаль тормоза; продолжая плавно нажимать на педаль тормоза, выключить сцепление (в момент положения педали тормоза– 2/3 хода); нажать педаль тормоза до упора; включить стояночный тормоз; отпустить ножной тормоз; перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение; отпустить педаль сцепления; выключить указатель поворота; при необходимости остановить двигатель.
После показа действий мастером учащиеся садятся в кабины и выполняют упражнение. При этом они с самого начала не должны смотреть на органы управления.
В процессе занятия мастер опрашивает учащихся по материалу упражнения. Они должны твердо запомнить последовательность действий изучаемых приемов управления, и только после этого упражнение может быть закончено.
Упражнение 5. Ознакомление с приемами управления при переключении передач в восходящем порядке.
Цель упражнения – научить учащихся последовательности действий при переключении передач в восходящем порядке.
Мастер объясняет необходимость переключения передач в восходящем порядке, а также знакомит учащихся с последовательностью действий: осуществить трогание с места; постепенно увеличить обороты двигателя (до 2/3 хода педали дросселей; отпустить педаль дросселей и одновременно выключить сцепление; перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение; включить сцепление; выключить сцепление; включить II передачу; включить сцепление и одновременно начать увеличивать обороты двигателя (до 2/з хода педали дросселей); повторить действия, последовательно переключая передачу в восходящем порядке до достижения высшей передачи; осуществить остановку.
Учащиеся выполняют упражнение.
Упражнение 6. Ознакомление с приемами управления при переключении передач в нисходящем порядке.
Цель упражнения – научить учащихся действиям органами управления при переключении передач в нисходящем порядке; ознакомить их с координацией действий при переключении передач в нисходящем порядке.
Мастер объясняет, в каких случаях применяется переход на низшую передачу, и знакомит учащихся с последовательностью действий: осуществить трогание с места; осуществить переключение передач в восходящем порядке до достижения высшей передачи; отпустить педаль дросселей и одновременно выключить сцепление; перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение; включить сцепление и одновременно быстро увеличить обороты двигателя (до 3/4 хода педали дросселей); отпустить педаль дросселей и одновременно выключить сцепление; включить пониженную передачу; включить сцепление и одновременно увеличить обороты двигателя; повторить действия до достижения I передачи (для повторения всего упражнения осуществить последовательное переключение передач в восходящем порядке до достижения высшей передачи).
Учащиеся выполняют упражнение.
Читайте также: