В настоящее время в подготовке водителей, как и в других сферах труда, необходимо использовать внутренние резервы учебного процесса. В этой связи специалисты, занимающиеся вопросами повышения эффективности учебного процесса, все шире применяют принципы научного анализа и методы управления, разработанные в кибернетике. Использование принципов и методов исследований, предложенных кибернетикой, применительно к процессу обучения позволяет по-новому рассматривать теорию обучения, использовать при подготовке водителей новейшие научные данные и технические средства. Первые попытки в этой области способствовали созданию нескольких качественно новых направлений в педагогической и психологической науках, которые резко стимулировали рост «технизации» обучения.
Одним из первых таких направлений явилась выдвинутая в 1954 г. Б. Ф. Скиннером идея программированного обучения, которая должна была служить повышению эффективности управления учебным процессом путем построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. При этом, хотя идея программированного обучения первоначально возникла без прямой связи с кибернетикой, содержание ее фактически относится и к практике обучения, так как общие законы эффективного управления любым процессом изучает кибернетика.
Вслед за термином «программированное обучение» в педагогической и психологической науках появились и такие термины, как «информационная психология», «кибернетическая педагогика», «алгоритмизация», «информационная дидактика» и т. п. Все эти направления содержат один из важнейших принципов в обучении – активное управление усвоением знаний и навыков.
Рассмотрение здесь сущности понятия «программированное обучение» необходимо для выяснения вопроса о возможности и способах его применения в подготовке водителей автомобилей.
Под программированным обучением понимают не просто программу, содержащую перечень подлежащих изучению вопросов, а программу управления процессом усвоения этих вопросов учащимися, в которой определена наиболее рациональная последовательность изучения материала курса и предусмотрены задания и контрольные вопросы, позволяющие активизировать процесс обучения, а также вести эффективный контроль за обучением как со стороны преподавателя, так и самих обучающихся.
Традиционные методы обучения складывались в течение столетий и имеют целый ряд положительных сторон. Однако на современном этапе они уже не могут в полной мере удовлетворять возрастающим требованиям интенсификации учебного процесса. Основной недостаток традиционных методов обучения заключается в том, что преподаватель, имея дело одновременно с несколькими десятками обучаемых, не может достаточно эффективно ставить учебные задачи и контролировать степень усвоения учебного материала. Традиционные методы контроля усвоения и успеваемости в целом не являются систематическими, объективными и стимулирующими.
Таким образом, отсутствие в обучении достаточно эффективного управления усвоением и систематического объективного контроля является основным недостатком существующих методов обучения. Этот недостаток обучения можно в известной степени компенсировать путем введения программированных методов обучения с использованием технических средств. Обучающие машины и другие средства с заложенной в них специальной программой обучения позволяют преподнести обучаемым определенный объем знаний по тому или иному предмету, организовать самообучение (самостоятельную работу), самоконтроль. Они дают возможность преподавателю с помощью программированного материала как бы индивидуализировать управление усвоением каждого учащегося благодаря тесной связи с ним преподавателя, обеспечивающей эффективную обратную связь.
Читайте также: