Знание принципов и методов психолого-педагогической оценки автомобильных тренажеров необходимо для их использования в учебном процессе с максимальной эффективностью; выбора оптимальной модели тренажера при оснащении тренажерных классов; составления требований к тренажерам при разработке новых или модернизации существующих моделей.
Принципы оценки тренажеров. Автомобильный тренажер является важным средством обучения вождению. Эффективность его использования зависит от его места в процессе подготовки водителей, которое определяется его возможностями моделировать подсистему автомобиль – среда движения. Для оптимизации использования тренажеров необходимо сначала произвести психологическую оценку применяемых тренажеров как средств, моделирующих подсистему автомобиль – среда движения, и затем на этой основе – их психолого-педагогическую оценку как обучающих устройств.
Тренажер как техническое средство, моделирующее подсистему автомобиль – среда движения (А–СД), оценивается с точки зрения степени соответствия этой подсистеме. Оценка производится путем сопоставления двух систем: водитель–автомобиль–среда движения (В–А–СД) и водитель–тренажер (В–Т). Эта оценка является результатом сравнительного психологического анализа деятельности по управлению взаимодействием автомобиля и среды движения, а также совокупности действий, осуществляемых при вождении на тренажере.
Тренажер как учебное средство оценивается применительно к задачам, содержанию и структуре учебного процесса также с точки зрения удобства его использования для достижения поставленных целей обучения. Эта оценка производится путем анализа учебной деятельности, выделения тех элементов, которые формируются с помощью тренажеров, и определения трудоемкости их применения на занятиях.
Тренажер как одно из средств обучения оценивается в соответствии с применением всего комплекса учебных средств, и прежде всего учебного автомобиля. Это осуществляется при учете наиболее эффективных методов его использования в системе подготовки водителей. В случае применения комплекса тренажерных средств оцениваются эффективные методы использования каждого средства.
Основой для сопоставления систем водитель – автомобиль – среда движения (В–А–СД) и водитель – тренажер (В–Т) является психологический анализ водительской деятельности, которая включает:
1) осознание целей и задач деятельности (при выполнении рейса, отдельных его элементов, типичных перемещений автомобиля);
2) прием и переработку необходимой информации, завершающиеся принятием решений и контролем их исполнения, а также внесением необходимых коррекций в принятые решения;
3) воздействие на органы управления и вспомогательное оборудование.
Функции тренажеров заключаются главным образом в создании возможностей моделирования как отдельных компонентов, так и структуры водительской деятельности в целом. Тренажеры дают возможность моделировать следующие компоненты водительской деятельности:
воздействие на органы управления и вспомогательное оборудование автомобиля (двигательный компонент);
восприятие элементов среды движения (зрительный компонент);
зрительно-двигательные координации в процессе выполнения различных типов перемещений автомобиля (зрительно-двигательный компонент); оценку и прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций;
выбор ответных воздействий на органы управления и принятие решений;
организацию внимания, соответствующую структуре водительских действий.
Указанные компоненты водительской деятельности положены в основу дальнейшего анализа и оценки тренажеров, а также программ и методик тренажерной подготовки.
С точки зрения возможностей моделирования этих компонентов и структуры водительской деятельности различные типы и марки тренажеров оказываются неравноценными. В настоящее время в зависимости от признака, положенного в основу классификации, выделяют следующие классы тренажеров:
по степени специализации – дифференциальные (для формирования отдельных умений и навыков или их элементов, а также отдельных качеств) и комплексные (для формирования комплекса навыков и качеств);
по характеру формируемых навыков и качеств – для формирования двигательных компонентов навыков, зрительных компонентов, зрительно-двигательных координации, умений оценивать и прогнозировать дорожную обстановку и принимать решения, навыков правильной организации внимания, развития тех или иных качеств (например, скорости реакции, широкого распределения внимания);
по способу воспроизведения дорожной обстановки – с теневой проекцией, с подвижным полотном дороги, телевизионные, с кинопроекцией;
по особенностям конструкции – механические, гидравлические, электромеханические, электронные;
по конструкции основания – с подвижным и неподвижным основаниями;
по характеру сил, действующих на водителя, – статические и динамические;
по количеству учащихся, обучаемых одновременно, – одиночные (индивидуальные) и многоместные (групповые).
При классификации тренажеров необходимо также учитывать следующие весьма существенные характеристики: наличие или отсутствие обратной связи; степень соответствия информации, получаемой на тренажере и при реальном вождении; уровень автоматизации тренажера как обучающего устройства, от которого зависит загруженность мастера операциями по его обслуживанию в процессе обучения; характер контроля и регистрации результатов обучения, а следовательно, и эффективность применения тренажера.
Тут авиагрузоперевозки по доступным ценам.
Читайте также: