Для оценки возможностей формирования зрительно-двигательных координации с помощью механизма имитации поворота следует рассмотреть действия мастера и учащихся, условия обучения и контроля в связи с особенностями кинопроекции. Перемещение киноизображения по плоскому экрану, осуществляемое мастером для выполнения учащимися поворота, приводит к линейным, масштабным, перспективным и динамическим искажениям изображенных на экране элементов дороги и других объектов среды движения. Это ухудшает и без того несовершенное плоскостное изображение дорожной обстановки на экране. В результате значительно искажается зрительный компонент зрительно-двигательной координации.
При одном и том же боковом перемещении изображения на экране для удержания дороги в поле зрения учащийся, сидящий на тренажере в первом ряду, должен передвинуть ограничительную рамку, т. е. повернуть рулевое колесо на угол, почти в два раза больший, чем повернет учащийся из третьего ряда. В этом случае для оценки действий учащихся должен вводиться поправочный коэффициент на расстояние кабины тренажера от экрана. Однако это условие не выполняется, следствием чего могут быть неправильные указания мастера. В результате выработка зрительно-двигательной координации осуществляется обычно на практике без соответствующей коррекции.
Для выработки учащимися правильных действий рулевым колесом боковое движение изображения дороги в ограничительной рамке, задаваемое мастером, должно достаточно соответствовать динамике изменения направления дороги на экране. Степень указанного соответствия определяется квалификацией мастера, условиями его работы и качеством учебного фильма.
Условия работы мастера, обучающего действиям рулевым колесом, сложны. При повороте, объезде, обгоне, перестроении и других изменениях направления движения, демонстрируемых в фильме, мастер, сидя за своим пультом, должен выполнить ряд действий одновременно: внимательно наблюдать за экраном; правильно действовать рулевым колесом; контролировать по показаниям своего пульта действия учащихся в шести кабинах – включение указателя поворота, выбор скорости, положение рычага переключения передач, правильность выполнения поворота; давать по звуковой связи указания учащимся.
Читайте также: