В методике следует делать указание на сведения, обеспечивающие связь между специальными предметами и обучением вождению на тренажере применительно к различным этапам обучения на тренажере. Необходимо давать советы мастеру по вопросам, связанным с применением кинопроекции: на каких этапах обучения использовать учебный фильм, на что обратить внимание при вводном и заключительном инструктировании, какие моменты фильма рекомендуются для анализа, какие наглядные пособия следует использовать при анализе дорожно-транспортных ситуаций, имеющихся в фильме, сколько раз демонстрировать фильм и отдельные его части и др.
Методика должна предусматривать и стимулировать самостоятельную работу учащихся при подготовке к занятиям и на занятиях (с литературой, наглядными пособиями, карточками-заданиями, учебными картами и т. д.).
Методика обучения на тренажере должна включать разработанную систему критериев оценки сформированности компонентов водительской деятельности, умений и навыков управления на тренажере. От обоснованности оценочной шкалы и удобства пользования ею во многом зависит эффективность применения тренажера.
Программные и методические вопросы, не имеющие в теории однозначного решения, могут включаться в виде вариантов в экспериментальную программу и методику для практической проверки.
Рассмотрим более подробно зависимость методики тренажерной подготовки от типа тренажера.
Поскольку тренажер с теневой проекцией имеет искажения персептивного (зрительного поля), то на тренажере данного типа нельзя отрабатывать оценки элементов среды движения (расстояния, направления, величины, скорости и др.). Их следует формировать в реальных условиях при езде на автомобиле.
Двигательные компоненты водительских навыков можно начинать формировать на тренажере любой конструкции, если степень моделирования органов управления на нем достаточно полная (расположение, амплитуда, усилие и др.). В противном случае это лучше сделать на неподвижном автомобиле или на роликовом стенде. Тренажер с теневой проекцией успешно можно использовать для предварительного формирования зрительно-двигательных координации при выполнении основных типов перемещений автомобиля и для отработки навыков распределения и переключения внимания на различных стадиях выполнения этих эволюции.
На тренажере с теневой проекцией в ограниченных пределах можно отрабатывать правильные действия в сложных ситуациях (связанных с дефицитом времени и загрузкой внимания) с помощью дополнительных раздражителей и помех.
Читайте также: