На заданиях составляются инструкционные карты, содержащие тему и цель занятий, последовательность работы, указания учащимся в процессе обучения и билет с вопросами для программированного контроля знаний с самопроверкой. Для более детального изучения материала по каждому заданию учащиеся могут использовать альбом со схемами и рисунками, а также производить частичную разборку и сборку изучаемых агрегатов.
Для облегчения изучения рулевой трапеции, межосевого и кулачкового дифференциалов, например, в Саратовском институте механизации сельского хозяйства изготовлены действующие модели. Для демонстрации назначения рулевой трапеции изготовлена тележка с показом качения управляемых колес при повороте с рулевой трапецией и без нее. Для демонстрации кинематики колес с разными диаметрами изготовлена специальная модель, которая облегчает понимание явлений, происходящих в силовой передаче. С ее помощью можно, например, показать, почему трудно выключить рычаг переднего моста во время движения автомобиля.
В Донецком учебном комбинате при изучении устройства автомобиля широко используют различные электрифицированные наглядные пособия. С их помощью легко и удобно демонстрировать работу и взаимодействие многих узлов и систем автомобиля. Например, рабочий цикл, протекающий в цилиндрах двигателя, стал наглядно воспринимаемым благодаря подсветке цилиндров, установке электролампочек в камеру сгорания и раскраске их лаками различных цветов. Электрический ток к лампочкам подводится через ползунковые включатели, установленные на распределительной шестерне двигателя.
С цилиндром разрезного двигателя ЗИЛ-130, имеющим электрический привод, синхронно работает электрифицированная диаграмма фаз газораспределения. В учебном комбинате изготовлено и используется около десятка электрифицированных стендов с программным управлением по таким темам: «Электрооборудование автомобиля ЗИЛ-130», «Работа карбюратора К-126Б», «Работа системы питания двигателя ГАЗ-53», «Работа реле-регулятора РР-362», «Электронное зажигание» и т.д.
Примеров изготовления и использования в обучении водителей различных средств натуральной и модельной демонстрации можно привести большое количество. Они имеются почти в каждом учебном заведении, где готовят водителей. Эффект от их использования несомненно большой.
Рассмотрим критерии, которыми необходимо руководствоваться при создании или приобретении указанных выше средств наглядности. В основу оценки каждого отдельного образца должны быть положены следующие факторы:
1. Целевое назначение, роль и место средства наглядности в учебном предмете, теме, разделе, вопросе.
2. Соответствие содержания передаваемой средствами наглядности информации программе учебного курса.
3. Научность и доступность заложенной в наглядном пособии информации по содержанию, методам и способам формирования знаний, умений и навыков.
4. Приспособленность учебного оборудования к характеру деятельности учащихся и преподавателя (психолого-педагогические и эргономические показатели); простота, удобство и безопасность пользования им, учет гигиенических требований.
5. Соответствие конструкции, формы, отделки, наглядного пособия требованиям технической эстетики.
6. Новизна наглядного пособия и преимущества его по сравнению с выпускаемыми или уже имеющимися.
7. Надежность и долговечность.
8. Экономичность (стоимость пособия по сравнению со стоимостью других пособий с подобной функцией).
При планировании и подготовке к занятию с применением натуральных средств изучения и демонстрации преподавателю прежде всего необходимо определить задачи, для решения которых привлекается используемое наглядное пособие, а затем подготовить его. После этого преподаватель должен уточнить дидактические задачи, которые будут решены с помощью пособия, и определить его место на занятии. Затем продумываются приемы согласования данного пособия с другими наглядными средствами, используемыми на уроке, и планируется работа по подготовке учащихся к восприятию учебной информации, а также способы и приемы демонстрации. Однако планирование, подготовка и проведение учебных занятий с использованием на уроке одного или нескольких наглядных пособий должны осуществляться с учетом конкретных условий обучения (состав и количество занимающихся, особенности помещения и оборудования и т.п.).
Читайте также: