Перед первым занятием с учебным фильмом учащийся должен хорошо выполнять на тренажере с теневой проекцией пуск двигателя, трогание с места, разгон, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке с перегазовкой (последовательное и непоследовательное), движение по прямой (периметру), перестроение в другой ряд, увеличение, уменьшение и регулирование скорости движения педалью управления дросселями, повороты (с переключением передач перед поворотом), торможение двигателем, комбинированное торможение (двигателем и педалью тормоза), экстренное торможение, остановку автомобиля в заданном месте.
Занятия на тренажере с учебным фильмом не должны превращаться в езду или катание неподготовленного учащегося. В процессе кратковременных, но интенсивных занятий учащийся должен непрерывно решать трудные, но доступные для его уровня учебные задачи, требующие мобилизации имеющихся у него знаний, умений и навыков. Это является лучшим средством их совершенствования.
Дополнительный вариант–фильм может демонстрироваться и без тренажера. Перед изучением соответствующих разделов программы для учащихся в киноаудитории организуется просмотр фильма или соответствующих его частей с комментариями старшего мастера, мастера производственного обучения вождению автомобиля или преподавателя.
Для наиболее полного использования педагогических возможностей, заключенных в каждой части фильма, учащиеся должны тренироваться с фильмом. Следует считать, что каждая десятиминутная часть фильма при неоднократном повторении на занятии (2–3 раза) с учетом вводного, дополнительного и заключительного времени инструктирования требует для полной отработки не менее одного часа. Только при этом условии занятия с фильмом окажутся эффективными, а создание фильма – оправданным.
Рассмотрим возможности моделирования с помощью кинопроекции элементов дорожной транспортной обстановки и водительской деятельности. Для выполнения каждого вида движения автомобиля (перемещения, маневра) у водителя должны быть выработаны навыки персептивных, и в первую очередь зрительных, оценок всех этапов движения автомобиля, отработаны необходимые двигательные воздействия на его органы управления. Персептивные оценки являются решающими предпосылками эффективного управления автомобилем.
При управлении автомобилем на всех видах движения производятся следующие персептивные оценки:
с учетом габаритов, положения своего автомобиля на дороге – расстояний (от обочины, осевой линии, перекрестка, светофора, других транспортных средств, пешеходов и др.); направлений, в которых расположены различные объекты по отношению к автомобилю;
положения продольной оси автомобиля на дороге; скорости, направления и траектории движения своего автомобиля, а также других участников движения (пешеходов, транспортных средств и пр.); интервалов времени движения; соотношений расстояний, времени, скорости, направлений, траектории применительно к решению пространственно-временных задач, возникающих при управлении автомобилем.
Все эти величины водитель должен уметь оценивать по отношению к неподвижным (элементы дороги) и подвижным (другие транспортные средства, пешеходы) объектам, находясь как в неподвижном положении (например, в момент остановки перед перекрестком), так и в движении (например, пересекая перекресток или двигаясь в транспортной цепочке). При этом он должен непрерывно прогнозировать тенденцию изменения указанных выше параметров на ближайший отрезок времени.
Читайте также: