Каждая часть должна содержать учебные элементы с образцовым, методически грамотным выполнением учебного задания и учебные элементы со сложными и аварийными ситуациями.
Содержание части I «Движение по загородным дорогам с небольшим движением» может быть примерно следующим. Ниже приводится перечень учебных заданий и примерное количество их демонстраций, которые должны быть уточнены при хронометрировании на автомобиле: трогание с места (5–6 раз); выбор безопасной скорости движения и ее изменение по командам диктора или титрам (2–3); следование за транспортом с соблюдением безопасной дистанции (2–3); внезапное уменьшение скорости идущего впереди транспортного средства, требующее экстренного торможения (1); разъезд со встречными транспортными средствами в узком месте (2–3); объезд транспортных средств (1–2); необходимость внезапного объезда препятствия на дороге (1); обгон транспортного средства (1); съезд с шоссе на обочину (1); остановка на обочине в заданном месте (знак, столб, строение, пост ГАИ и др.) (1); выезд с обочины на дорогу (1); проезд нерегулируемых перекрестков (3–4) и пешеходных переходов (с пешеходами) (2–3). Каждое из перечисленных учебных заданий представляет отдельный учебный элемент.
Выделение части I для обучения вождению автомобиля по загородным дорогам с небольшим движением объясняется тем, что эта среда движения менее сложна, чем улицы города (где больше пешеходов, дорожных знаков, светофоров, сложнее разметка, более напряженный ритм движения). Следует еще учитывать, что переход с теневой проекции к проекции на киноэкране, осуществляемый впервые, для учащихся представляет определенную трудность – происходит перестройка зрительных навыков и навыков распределения и переключения внимания в связи с заменой теневой проекции на киноизображение; возникают затруднения в реализации зрительно-двигательных навыков в связи с переходом от управления с обратной связью на теневом тренажере к управлению без обратной связи при кинопроекции; при этом характер регулирования деятельности изменяется – от произвольного в относительно свободном режиме к принудительному и строго запрограммированному последовательностью и темпом событий, происходящих на экране.
При использовании части I после изучения раздела программы «Обучение вождению на автодроме (закрытой площадке)» учащимся также придется адаптироваться к экранному персептивному полю и управлению без зрительной обратной связи.
Части II и III фильма должны быть рассчитаны на учащихся, прошедших подготовку на тренажере с частью I и хорошо усвоивших все учебные элементы, заключенные в ней. Тщательная отработка учащимися части I является необходимым условием эффективного использования учебного фильма в целом.
Для разработки содержания и структуры частей II и III следует четко определить дидактические и воспитательные цели учебных элементов, входящих в эти части; составить набор учебных элементов для этих частей и разработать их структуру с учетом настоящих требований и рекомендаций.
В часть I повороты не включены. В частях II и III повороты следует включать в тех случаях, когда для этого имеется обоснованная дидактическая задача. Крутые и быстрые повороты, а также повороты в узких проездах следует исключить, так как у учащихся, следящих за изображением на экране, нарушается правильное восприятие среды движения и часто нарушается пространственная ориентировка.
Читайте также: