Методическая основа фильма. При разработке методической основы фильма следует:
Определить для каждого учебного элемента (учебного задания) конкретные дидактические и воспитательные цели – чему учить, что развивать, что воспитывать.
Учитывать необходимость повторения учебных элементов для прочного усвоения умений и навыков.
Учитывать, что для лучшего усвоения умений и навыков один и тот же учебный элемент при повторении целесообразно отрабатывать в различных условиях дорожной обстановки.
Использовать систему средств активизации учащихся на занятиях:
а) управление направленностью внимания учащихся – выделение в каждой ситуации главного, от чего зависит выполнение правильных действий и безаварийность движения;
б) подачу предварительных сигналов (команд) о предстоящем маневре;
в) сокращение дикторского текста в повторяющихся учебных элементах (к концу части, фильма);
г) последовательное усложнение учебных заданий;
д) анализ средствами кино дорожно-транспортных ситуаций, особенно сложных и опасных, указание ошибок и их причин;
е) увеличение темпа смены учебных элементов (к концу фильма);
ж) уменьшение пауз, отводимых на обдумывание действий и приготовление к маневру, после сигналов о предстоящем маневре (к концу фильма);
з) увеличение количества ситуаций, требующих принятия предупредительных мер (к концу фильма);
и) увеличение количества аварийных ситуаций (к концу фильма).
Максимально использовать дидактические и методические возможности дикторского текста, титров. Речь диктора должна занимать значительную часть времени в каждой части, так как дикторский текст в учебном фильме для тренажерной подготовки выполняет функцию текущего инструктирования и ряд других задач. Он должен быть строго синхронизирован с динамикой изображения на экране. При этом должно учитываться время, необходимое на осмысливание дорожной ситуации, обдумывание и подготовку к маневру после команд, т. е. дикторский текст должен, как правило, опережать события.
Запись звука должна также опережать соответствующее изображение на кинопленке, как это требуется для демонстрации учебного фильма 15-миллиметровым кинопроектором.
Конец фильма (части) (примерно 10–15% времени) может быть предназначен для осуществления контрольных функций и содержать в связи с этой целью набор контрольных учебных элементов без дикторского текста, разделенных между собой слепыми кадрами (для удобства обратной перемотки при повторении) или титрами.
Читайте также: