В общем виде программированное обучение определяют еще как пооперационное контролируемое формирование знаний, умений, навыков. Отметим следующие его особенности:
1. Учебный материал разбивают на небольшие дозы (порции, блоки информации), каждая из которых представляет собой логически законченную часть.
2. Каждая доза имеет ориентировочную, исполнительную и контрольную части, которые в целом охватывают все положения изложенной части курса.
3. После того как учащийся ознакомится с определенной частью учебного материала (дозой), он должен выполнить контрольные задания и ответить на поставленные вопросы.
4. Учащемуся немедленно сообщается, правильно ли он выполнил все упражнения, правильны ли его ответы.
5. К следующей дозе учащийся приступает после того, как он выполнит задания предшествующей части. Некоторые программы и обучающие устройства выдают учащемуся следующую дозу лишь после того, как он даст правильные ответы. В таком случае учащемуся с недостаточной подготовкой необходимо будет сделать несколько проб, попыток, чтобы выполнить все задание.
Обучающую программу учащийся получает в виде печатного текста (программированного пособия) или с помощью специальных технических устройств (обучающих машин). В некоторых случаях одни части обучающей программы предъявляются в виде книги (или отдельных учебных карт), а другие закладываются в обучающую машину, например программа самоконтроля, наводящих вопросов и т. п.
Термин «обучающая машина» не следует понимать в буквальном смысле слова, так как обучение (вернее, управление обучением) осуществляет не машина, а обучающая программа. Машину (или другое устройство) следует рассматривать как средство связи между программой и учащимся (внутренняя прямая и обратная связи) и между преподавателем и учащимся (внешняя прямая и обратная связи).
Эффективность программированного обучения зависит прежде всего от качества обучающей программы и от того, как она реализуется.
Читайте также: