К настоящему времени в учебных заведениях, занимающихся подготовкой водителей, накоплен достаточно большой опыт использования программированного обучения, особенно при изучении Правил дорожного движения и устройства автомобиля. При этом многие учебные заведения используют для этой цели технические средства не только серийного производства, но и изготовляют их собственными силами.
Все технические средства, применяемые в программированном обучении, можно разделить по выполняемым ими функциям в учебном процессе на:
обучающие и контролирующие устройства;
программы-репетиторы;
тренажеры и имитаторы, снабженные специальными программирующими и контролирующими устройствами.
Технические средства обучения могут считаться средствами программированного обучения в тех случаях, когда они обеспечивают учащихся программированной учебной информацией и осуществляют текущий контроль за процессом усвоения посредством обратной связи в условиях замкнутого цикла управления.
В технических средствах обучения, работающих лишь частично в программированном режиме, реализуется в основном прямая связь «программа – обучаемый». Обратная связь «обучаемый – программа» в этом случае выражена слабее; цикл управления является разомкнутым. Обучающие и контролирующие устройства позволяют в значительной степени автоматизировать процесс обучения и контроль знаний учащихся.
В настоящее время разработаны и выпускаются серийно десятки различных типов обучающих и контролирующих устройств как для индивидуального, так и для группового обучения и контроля. Ряд специализированных устройств (особенно изготовленных собственными силами в учебных комбинатах и в автошколах) предназначен для обучения и контроля знаний по одному определенному учебному предмету или даже по отдельному разделу предмета, например по Правилам движения, по изучению отдельных узлов и систем автомобиля и т. п. Универсальные устройства предназначены для обучения и контроля знаний учащихся по нескольким предметам. Они выдают учащемуся задание и сравнивают его ответ с эталонными ответами программы контроля; выдают информацию о том, правилен или неправилен ответ, введенный учащимся в устройство; выдают итоговую оценку по результатам ответов учащихся. В некоторых устройствах для группового обучения и контроля предусмотрена статистическая обработка ответов всех учащихся с выдачей преподавателю усредненных данных.
Читайте также: