Тренажер состоит из кабины с органами управления автомобиля ЗИЛ-130, проекционного стола с макетом местности и плоского экрана (на просвет), расположенного между кабиной и проекционным столом. Для установки тренажера необходимо помещение с минимальным размером 3,5X7 м. При установке в одном помещении нескольких тренажеров расстояние между соседними экранами должно быть не менее 1 м. Кабина тренажера не поворачивается, использование кинопроекции и «движение» задним ходом не предусмотрены. Рассмотрим его психолого-педагогическую оценку.
Воздействие на органы управления и вспомогательное оборудование автомобиля. Основные органы управления взяты от автомобиля ЗИЛ-130, однако расположение и характер воздействия на них отличаются некоторыми особенностями, например низким расположением сиденья тренажера, которое не регулируется, из-за этого педали расположены близко к сиденью, что изменяет характер усилий при воздействии на них.
Восприятие элементов среды движения. Форма капота со скосами по краям у приборной панели искажает представление водителя о габаритах автомобиля. Угловая величина экрана по горизонтали около 50°. Элементы ландшафта не соответствуют действительности по горизонтали и вертикали. Создается впечатление движения на значительно большей высоте, чем при движении на автомобиле (5–7 м). Ближний план растянут по горизонтали и сжат по вертикали, задний, наоборот, растянут по вертикали и сжат по горизонтали. Имеются волнообразные искажения проезжей части по горизонтали (при плохом качестве полупрозрачного диска). От периферии к центру идет понижение ландшафта, от центра – повышение. Дорога по периметру идет в сторону поворота вверх под углом 7–10°. Яркость и контрастность дороги убывают от ближнего плана к дальнему. Обочина около автомобиля плохо различается – не видно проезжей части в сторону поворота. Скорость, определяемая визуально, не соответствует скорости по спидометру. Звуковые характеристики тренажера не соответствуют реальным (однотонное звучание на первой и пятой передачах) и не регулируются по громкости.
Зрительно-двигательная координация. Тренажер менее послушен в управлении, чем автомобиль. Трогание с места на тренажере в основном соответствует троганию с места автомобиля. Время разгона больше, чем на автомобиле, и педаль дросселей приходится нажимать значительно больше, чем в условиях движения по дороге. При равномерном движении скорость зрительно кажется меньшей, чем по спидометру (примерно на 20 км/ч). Торможение на тренажере происходит быстрее, чем на автомобиле; длина тормозного пути мала для больших скоростей; плохое торможение двигателем; рулевое колесо тренажера требуется поворачивать значительно больше, чем на автомобиле; нет полного соответствия между углом поворота рулевого колеса и видимым углом поворота на проезжей части дороги на различных скоростях.
Оценка дорожно-транспортных ситуаций. Виды ДТС ограничены возможностями теневой проекции, поскольку в конструкции тренажера не предусмотрено применение учебного фильма.
Читайте также: