Психолого-педагогическая оценка тренажеров позволяет определить требования к ним и выявить пути их совершенствования как устройств, моделирующих подсистему автомобиль – среда движения, как обучающих устройств, а также в значительной степени и как технических устройств.
1. Тренажеры должны обеспечивать возможность эффективного формирования основных компонентов водительской деятельности. Для этого они должны с достаточной полнотой моделировать: рабочее место водителя (сиденье, характер и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов и вспомогательного оборудования, усилия на органы управления и др.); среду движения (дорогу, препятствия, дорожные знаки и т. п.); динамику автомобиля (со зрительной, а также звуковой обратной связью при управлении по направлению и скорости); дорожно-транспортные ситуации (на загородных дорогах и в городских условиях).
2. Следует специально предусмотреть моделирование условий для формирования на тренажере действий, обеспечивающих безопасное движение автомобиля (средства регулирования движения, дорожные знаки, дорожная разметка, зеркала заднего вида).
3. Необходимо подготовить серию фильмов по разделам программы обучения, а также повышения квалификации водителей, соответствующих психолого-педагогическим требованиям к учебным фильмам для тренажерной подготовки.
4. Следует усовершенствовать систему контроля за деятельностью учащихся на тренажере с целью получения объективных данных о качестве обучения и для увеличения возможностей и времени для непосредственной работы мастера с учащимися.
5. Тренажер должен иметь систему блокировочных устройств для сигнализации учащимся о допущенных ошибках. Это активизирует самоконтроль учащихся и повышает эффективность обучения.
6. Тренажер должен иметь устройства для регулировки параметров органов управления и контроля и системы визуализации в процессе эксплуатации. Для восстановления их значений после нарушения регулировки необходимы нормативы по усилиям, амплитудам, инерционным, временным, звуковым, световым и другим характеристикам тренажера.
7. Необходимо увеличить надежность работы тренажеров. При компоновке блоков следует учитывать удобство подходов к местам обслуживания оборудования.
8. Тренажеры должны снабжаться качественными инструкциями по их монтажу, обслуживанию, регулировке и ремонту в условиях автошкол.
Заметим, что все изложенное выше не исключает целесообразности создания и использования простых тренажерных устройств для формирования отдельных компонентов водительской деятельности.
Читайте также: