Тренажерная подготовка повышает эффективность и безопасность обучения, способствует уменьшению расхода моторесурса, горюче-смазочных материалов и других средств, затрачиваемых на обучение вождению, уменьшает загрязнение окружающей среды, а также позволяет конкретизировать разработку новых, более совершенных моделей тренажеров.
Изучение существующих программ и методик тренажерной подготовки, специальной литературы и опыта использования автомобильных тренажеров в учебных организациях министерств и ведомость показывает, что в настоящее время не имеется достаточно полных научно обоснованных рекомендаций по использованию тренажеров в практике обучения вождению. Существует ряд нерешенных проблем оптимального использования современных автомобильных тренажеров – не определены этапы тренажерной подготовки, количество часов, методика и последовательность обучения на тренажере в сочетании с обучением вождению на учебном автомобиле, программа обучения действиям в сложных ситуациях, содержание кино- и диафильмов для тренажерной подготовки.
Рассмотрим эти вопросы, исходя из приведенных выше материалов по психолого-педагогическим основам подготовки водителей и характеристикам автомобильных тренажеров и кинофильмов по обучению вождению.
Обучение на тренажере целесообразно осуществлять в несколько этапов: до начала обучения на автодроме (закрытой площадке) ; до вождения на дорогах автодрома в условиях имитации аварийных ситуаций; до обучения вождению на дорогах с небольшим движением; до обучения вождению автомобиля в сложных условиях– на дорогах с многорядным и интенсивным движением, при проезде сложных регулируемых перекрестков.
На первом этапе целесообразно использовать тренажер без системы визуализации (т. е. только для формирования двигательных компонентов навыков), затем с теневой проекцией; на остальных этапах следует сочетать обучение на тренажере (главным образом со статической и кинопроекцией) и на автомобиле, используя в процессе подготовки наглядные пособия (рисунки, схемы и др.), помогающие анализировать дорожно-транспортные ситуации.
Минимально должно быть два этапа обучения на тренажере: первый – до начала обучения на автодроме, второй – до начала обучения на дорогах общего пользования.
При определении времени, необходимого на тренажерную подготовку, следует исходить из возможностей тренажера формировать общую структуру и конкретные компоненты водительской деятельности. Чем выше психолого-педагогические качества тренажера как моделирующего и обучающего устройства, тем больший процент времени по вождению может быть отведен на обучение на тренажере.
Время, отводимое на отработку учебных заданий, должно обеспечивать оптимальный уровень сформированности умений и навыков, соответствующий возможностям тренажера, и соответственно усвоения учащимися правильных приемов управления автомобилем. В этой связи следует рекомендовать использовать дополнительные занятия на тренажере для учащихся, встречающих трудности при отработке отдельных упражнений.
Читайте также: