Выполнение контрольных операций – проверка точности производимых оценок и действий.
После построения развернутой схемы действий, необходимых для выдерживания прямолинейного направления движения, разрабатываются учебные карты. В каждой учебной карте, предназначенной для обучения, указываются объекты взаимодействия, производимые оценки и действия. Карта делится на несколько заданий, а задание, в свою очередь, на отдельные операции. В них приводится полный набор ориентиров (основных и вспомогательных), указывается порядок их использования в ориентировочной, исполнительной и контрольной частях разучиваемых действий. Для более удобной работы с картами они выполняются на отдельных плотных листах и обозначаются порядковым номером. Это позволяет учащимся быстро находить нужную карту в программированном пособии. Листы легко вставляются и вынимаются с помощью расчетного механизма.
Обучение происходит в такой последовательности. Преподаватель (мастер) выдает учащемуся программированное пособие с учебными картами и демонстрирует приемы выдерживания прямолинейного направления движения автомобиля в соответствии с учебной картой. Учащийся наблюдает и контролирует его действия по карте. Инструктор указывает ориентиры, по которым он регулирует положение и движение автомобиля на дороге, обращая внимание на характер действий с рулевым колесом, в зависимости от скорости движения автомобиля и динамики его смещения относительно курса движения.
Затем учащийся занимает место водителя, прочитывает (или проговаривает вслух) содержание учебной карты и выполняет ее предписание так же, как это делает мастер, который, в свою очередь, выполняет контролирующие функции.
На последующих этапах в такой же последовательности задания учебной карты выполняют учащиеся, которые поочередно занимают рабочее место водителя.
Рассмотрим учебную карту, рассчитанную на одно занятие для обучения выдерживанию прямолинейного направления движения на учебном автомобиле с двойным управлением в условиях автодрома.
Учебная карта № 1
Объект оценки – система автомобиль – среда движения.
Действия – оценка положения и движения автомобиля на дороге и их регулирование с помощью рулевого колеса.
Задание первое. Обучение выдерживанию прямолинейного направления движения автомобиля с помощью инструктора и вспомогательных ориентиров.
1. Займите правильную рабочую позу на сиденье водителя и сосредоточьте внимание на дополнительных ориентирах: а) на флажке, укрепленном с помощью резиновой присоски в середине передней части капота и обозначающем продольную ось симметрии автомобиля; б) на белой полосе разметки дороги, обозначающей прямую линию, направление движения.
2. Мастер по обучению вождению ведет автомобиль на однокилометровом участке со скоростью 30 км/ч, выдерживая прямолинейное направление движения. В таком случае ориентир-флажок будет перемещаться в вашем поле зрения вдоль белой полосы-разметки на дороге. Запомните это положение и движение ориентира.
3. Мастер по обучению вождению демонстрирует смещение положения флажка-ориентира вправо и влево от курса движения, а затем снова возвращает его в исходное положение. Выполняя движение рулевым колесом вместе с мастером по обучению вождению, постарайтесь запомнить характеристики этих поворотов при гашении смещений. Одновременно запоминайте динамику смещений флажка-ориентира относительно разметки направления движения.
4. Выполните третью операцию, управляя автомобилем без помощи мастера по обучению вождению, но с использованием дополнительных ориентиров (флажка на капоте и разметки направления движения).
5. Выполните четвертую операцию 2–3 раза на участке 1000–1500 м под контролем мастера.
Задание второе. Обучение выдерживанию прямолинейного движения автомобиля без помощи мастера по обучению вождению и без вспомогательных ориентиров.
1. Займите правильную рабочую позу на рабочем месте водителя и переключите внимание на положение автомобиля на дороге.
2. Мысленно представьте положение продольной оси симметрии (середины) автомобиля. Начните движение и, достигнув скорости 30 км/ч, старайтесь ориентировать положение и движение автомобиля вдоль обозначенного разметкой направления движения на участке длиной до 1000 м.
3. Произвольно смещайте положение продольной оси симметрии автомобиля относительно разметки направления движения вправо и влево на небольшие углы и снова плавно возвращайте ее в исходное положение. Выполните два заезда по 1 км со скоростью движения 30–40 км/ч.
4. Выполните третью операцию еще 2–3 раза на другом однокилометровом участке, но уже без использования дополнительных ориентиров, обозначающих продольную ось симметрии автомобиля (флажка) и направление движения (разметки дороги).
5. Сделайте по два контрольных заезда на участке 500 м со скоростью 30 и 40 км/ч, проезжая их как можно прямее в условиях использования естественной информации, т. е. без использования дополнительных ориентиров. С помощью линейного дорожного отметчика определите средние показатели отклонения продольной оси симметрии автомобиля относительно направления движения.
Упражнение можно считать успешно выполненным, если эти смещения не превышают в среднем 10–15 см от направления движения.
Используя приведенную выше последовательность обучения и особенно принципы схематизированной ориентировки (упрощенного комплекса дополнительных ориентиров), учащиеся овладевают указанным упражнением значительно быстрее. У них лучшие показатели в переносе сформированного навыка при обучении другим упражнениям – при выполнении поворотов, разворотов, при проезде в ограниченном пространстве и т.п.
Сотрудники готовы установить навесные вентилируемые фасады зданий в Москве.
Читайте также: