Следует отметить, что тренажер с кинопроекцией наряду с существенными преимуществами имеет ряд недостатков. Одним из них является малая угловая величина изображаемого на экране зрительного поля в горизонтальной плоскости. Это объясняется следующим. Для правильных соотношений размеров и перспективы предметов в кинофильме необходимо, чтобы угол зрения съемочного объектива был равен углу достаточно ясного видения человеческого глаза при неподвижном положении головы и глаз. Этот угол составляет в горизонтальной плоскости около 30°, а при рассматривании предметов в вертикальной плоскости -около 22°. Таким углам более всего соответствуют нормальные (стандартные) объективы (фокусное расстояние 50 и 35 мм), у которых угол изображения в горизонтальной плоскости равен 25 и 35°.
Изображение на экране, полученное при съемке этими объективами, является узким и затрудняет ориентирование водителя в дорожной обстановке, особенно перед перекрестком, поворотом и т п. Для увеличения на экране угловой величины изображаемого пространства ряд фильмов для тренажеров снят широкоугольными объективами, имеющими углы изображения в горизонтальной плоскости более 35°. Однако такие фильмы имеют размерные, перспективные и динамические искажения изображения, что может привести к затруднениям в выработке навыков при обучении на учебном автомобиле. В связи с этим следует определить величину допустимых искажений в фильмах, снимаемых для тренажерной подготовки, чтобы формируемые с их помощью зрительно-двигательные навыки вождения не имели впоследствии отрицательного влияния (отрицательный перенос навыков).
Другой недостаток применения кинопроекции связан с отсутствием обратной связи между управляющими воздействиями обучаемого и воспроизводимой на экране дорожной обстановкой – изображение среды движения на экране изменяется так, как оно изменялось при съемке с автомобиля и не зависит от действий обучаемого в данной обстановке. Это затрудняет учащимся оценку их действий. Определенные трудности оценки действий учащихся возникают и у мастера производственного обучения. Поэтому следует усовершенствовать контроль за действиями учащихся, с тем чтобы по информации на контрольной панели мастер мог лучше судить о степени соответствия действий обучаемых ситуациям, происходящим на экране.
Для более полного использования возможностей кинопроекции в тренажерной подготовке необходимо значительно улучшить методическую направленность учебных фильмов, изобразительные качества кинопроекции, усовершенствовать способы ее применения в процессе подготовки.
Основные психолого-педагогические требования к учебному фильму для тренажерной подготовки водителей объединены в следующие группы:
общие требования к учебному фильму;
дидактические требования к учебному фильму;
требования к методической основе фильма.
Общие требования к учебному фильму. Учебный фильм для тренажерной подготовки должен служить формированию профессиональных навыков вождения, развитию психофизиологических и моральных качеств учащихся, необходимых в деятельности водителя.
Фильм должен представлять детально разработанное учебное пособие. Учебные элементы фильма перед съемкой должны быть тщательно отрепетированы. Никаких случайных кадров в учебном фильме для тренажерной подготовки быть не должно. Особенно высокие требования должны предъявляться к показу на экране аварийных ситуаций. Все отобранные критические и аварийные ситуации должны быть хорошо продуманы специалистами, расчленены на составляющие их компоненты (этапы возникновения и развития) и методически ярко поставлены и отсняты.
Определение содержания фильма должно исходить из конкретных педагогических задач всего обучения, учебной программы, общей продолжительности занятий с учебным фильмом и уровня подготовленности обучаемого контингента.
Содержание фильма должно строго соответствовать современной трактовке Правил дорожного движения.
Для разработки структуры каждой части фильма надо определить последовательность всех его учебных элементов, учитывая их повторение, группировку, ритмическое распределение и методические требования.
Читайте также: