Умение видеть ошибки, определять их причины и способы предупреждения позволяет учащимся быстрее научиться безошибочному управлению автомобилем, выполнять требования безопасности в различных условиях движения, уверенно действовать в сложной обстановке. Поэтому в общем случае в фильм при определенных условиях целесообразно включать три вида реагирования водителя:
а) образцовое, методически грамотное управление автомобилем – основная часть фильма;
б) типичные ошибки начинающего водителя и других участников движения, происходящие в результате недостатков внимания, ошибок в зрительных оценках, в технике управления, в тактических решениях, незнания Правил дорожного движения;
в) ошибки, связанные с недостатками в развитии нравственных качеств водителей, – нарушения Правил дорожного движения (ПДД).
Ошибки и нарушения [п. б) ив)] могут явиться причинами дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Фильм является жесткой и независимой по отношению к учащемуся программой смены дорожно-транспортных ситуаций. В связи с этим следует учитывать возможность отставания учащегося или пассивного его поведения вплоть до «отключения» от фильма. В этом случае учащийся может пропускать или совершать запоздалые и неточные действия, которые трудно поддаются контролю со стороны мастера. Поэтому наряду с задачей совершенствования контроля обучения по параметрам пульта управления мастера одной из основных методических задач фильма является создание условий, в которых учащийся становился бы сознательным и активным действующим лицом, понимающим учебное задание и способным выполнить его.
Активизация учащихся в процессе тренажерной подготовки должна быть обеспечена в первую очередь методической направленностью самого фильма.
Пример. Перед любым маневром (начало движения, перестроение, изменение направления движения) водитель заблаговременно, до начала выполнения маневра, должен подать предупредительный сигнал и убедиться, что он не создает помех для движения.
Для того чтобы эти действия, необходимые для обеспечения безопасности движения, были выполнены при управлении на тренажере с кинопроекцией, учащийся должен знать о предстоящем маневре и иметь время на обдумывание своих действий и их выполнение. Для этого необходимо:
а) получить предварительный сигнал (команду) о том, что предстоит выполнение определенного маневра, – речью, звуком, надписью, знаками и другими способами;
б) иметь время на принятие решения, включение предупредительного сигнала и подготовку к маневру – оценить по изображению в зеркале заднего вида дорожные условия позади автомобиля, чтобы убедиться в отсутствии помех, оценить условия на проезжей части впереди автомобиля.
Читайте также: